Занятие по развитию речи для средней группы Поможем Незнайке

  • Федина Елена Викторовна, воспитатель

Цель: закреплять у детей умение связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя.

Задачи:

  • развивать у детей умение подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы);
  • упражнять дошкольников в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числах;
  • закреплять правильное произношение звуков с и з; учить дифференцировать эти звуки на слух, произносить их протяжно и с разной силой голоса;
  • закреплять знания детей об особенностях литературного жанра: загадки.

Методы и приёмы: вопросы, рассказы детей, дидактические игры, разгадывание загадок.

Словарь: улыбка, свинья, кошка, собака, корова, лошадь, кролик, курица – цыпленок, овца – ягненок, свинья – поросенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, медведь – медвежонок, собака – щенок, кошка – котенок.

Предварительная работа:

  • рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных;
  • чтение норвежской народной сказки «Пирог»;
  • загадки, игры;

Норвежская народная сказка «Пирог»

Жила-была женщина, и было у нее семеро детей, мал мала меньше. Вот как-то раз решила она побаловать их: взяла пригоршню муки, свежего молока, масла, яиц и замесила тесто. Стал пирог поджариваться, и так вкусно запахло, что все семеро ребят прибежали и ну просить:

– Матушка, дай пирожка! – говорит один.

– Матушка, дорогая, дай пирожка! – пристает другой.

– Матушка, дорогая, милая, дай пирожка! – хнычет третий.

– Матушка, дорогая, милая, родненькая, дай пирожка! – просит четвертый.

– Матушка, дорогая, милая, родненькая, расхорошая, дай пирожка! – ноет пятый.

– Матушка, дорогая, милая, родненькая, расхорошая, распрекрасная, дай пирожка! – умоляет шестой.

– Матушка, дорогая, милая, родненькая, расхорошая, распрекрасная, золотая, дай пирожка! – вопит седьмой.

– Подождите, детки, – говорит мать. – Вот испечется пирог, станет пышным да румяным – разрежу его на части, всем вам дам по куску и дедушку не забуду.

Как услышал это пирог, испугался.

«Ну, – думает, – конец мне пришел! Надо бежать отсюда, покуда цел».

Хотел он со сковороды спрыгнуть, да не удалось, только на другой бок упал. Пропекся еще немного, собрался с силами, скок на пол – да и к двери! День был жаркий, дверь стояла открытой – он на крылечко, оттуда вниз по ступенькам и покатился, как колесо, прямо по дороге.

Бросилась женщина за ним следом, со сковородой в одной руке и с поварешкой в другой, дети – за ней, а сзади дедушка заковылял.

– Эй! Подожди-ка! Стой! Лови его! Держи! – кричали все наперебой.

Но пирог все катился и катился и вскоре был уже так далеко, что и видно его не стало.

Так катился он, пока не повстречал человека.

– Добрый день, пирог! – сказал человек.

– Добрый день, человек-дровосек! – ответил пирог.

– Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко – дай я тебя съем! – говорит человек. А пирог ему в ответ:

– Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов и от тебя, человек-дровосек, тоже убегу! – и покатился дальше.

Навстречу ему курица.

– Добрый день, пирог! – сказала курица.

– Добрый день, курица-умница! – ответил пирог.

– Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко – дай я тебя съем! – говорит курица. А пирог ей в ответ:

– Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека и от тебя, курица-умница, тоже убегу! – и снова покатился, как колесо, по дороге.

Тут повстречал он петуха.

– Добрый день, пирог! – сказал петух.

– Добрый день, петушок-гребешок! – ответил пирог.

– Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко – дай я тебя съем! – говорит петух.

– Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы и от тебя, петушка-гребешка, тоже убегу! – сказал пирог и покатился еще быстрее.

Так катился он долго-долго, пока не повстречал утку.

– Добрый день, пирог! – сказала утка.

– Добрый день, утка-малютка! – ответил пирог.

– Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко – дай я тебя съем! – говорит утка.

– Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы, от петушка-гребешка и от тебя, утка-малютка, тоже убегу! – сказал пирог и покатился дальше.

Долго-долго катился он, смотрит – навстречу ему гусыня.

– Добрый день, пирог! – сказала гусыня.

– Добрый день, гусыня-разиня, – ответил пирог.

– Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко – дай я тебя съем! – говорит гусыня.

– Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы, от петушка-гребешка, от утки-малютки и от тебя, гусыня-разиня, тоже убегу! – сказал пирог и покатился прочь.

Так снова катился он долго-долго, пока не встретил гусака.

– Добрый день, пирог! – сказал гусак.

– Добрый день, гусак-простак! – ответил пирог.

– Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко – дай я тебя съем! – говорит гусак. А пирог опять в ответ:

– Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы, от петушка-гребешка, от утки-малютки, от гусыни-разини и от тебя, гусак-простак, тоже убегу! – и покатился еще быстрее.

Снова долго-долго катился он, а навстречу ему – свинья.

– Добрый день, пирог! – сказала свинья.

– Добрый день, свинка-щетинка! – ответил пирог и собрался было покатиться дальше. Но тут свинья сказала:

– Подожди немножко, дай полюбоваться на тебя. Не торопись, скоро лес… Пойдем через лес вдвоем – не так страшно будет.

Вот пошли они дальше вдвоем. Шли, шли, и дошли до ручья. Свинье ничего не стоило переплыть через ручей, а пирог не мог сам перебраться на другой берег.

– Садись ко мне на пятачок, – говорит свинья, – я тебя перенесу. А то промокнешь – всю красоту свою потеряешь!

Послушался пирог – и скок свинье на пятачок! А та – ам-ам! – и проглотила его.

Пирога не стало, и сказке тут конец.

Оборудование: презентация персонажей сказок «Пирог» и «Колобок»: человек – дровосек, курица, петух, утка, гусыня, гусак, свинья – с обратной стороны элементы пазла с изображением из сказки «Колобок»; изображения животных; изображения игрушек: мяч, зайка, мишка, бычок, грузовик, кукла.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга В виде полукруга, На лице она живет. То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть-тоска ее боится. Что это? (Улыбка)

Дети: Улыбка

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбку. Теперь у нас у всех хорошее настроение. Рассаживайтесь по своим местам. (Дети рассаживаются за столы)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам, отправится в путешествие по сказкам. Хотите?

Дети: Да, очень хотим.

Воспитатель: Чтобы нам отправится в путешествие нужно вспомнить русские народные сказки.

Дети: Курочка Ряба, Колобок, Теремок, Волк и козлята, Заюшкина избушка, Гуси – Лебеди и т. д.

Воспитатель: Какие молодцы, сколько знаете сказок. Ну, теперь можно отправляться.

На Земле живут разные народы.Все они говорят на разных языках, и у каждого народа есть свои любимые сказки, которые передаются от родителей к детям. Некоторые сказки у разных народов очень похожи. Давайте с вами посмотрим и назовем эти сказки.

Слайд №2 Русская народная сказка «Теремок»

Воспитатель: Ребята, как называется эта сказка?

Дети: Русская народная сказка «Теремок»

Воспитатель: Правильно.

Слайд № 3 Украинская народная сказка «Руковичка»

Воспитатель: А эта сказка как называется?

Дети: Украинская народная сказка «Руковичка».

Слайд № 4 Русская народная сказка «Колобок»

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, эту сказку.

Дети: Русская народная сказка «Теремок»

Слайд № 5 Норвежская народная сказка «Пирог»

Воспитатель: А название этой сказки вы знаете?

Дети: Норвежская народная сказка «Пирог»

Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили.

Стук в дверь. Почтальон предает письмо Незнайки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пришло письмо. Пишет нам Незнайка. Давайте прочитаем его, что же он пишет?

Воспитатель читает письмо.

Письмо:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Я решил почитать сказки и нечаянно перепутал всех героев сказок «Пирог» и «Колобок». И теперь герои этих сказок перемешались. А вы представляете, что будет, если кто-нибудь возьмет эти книги почитать? Поэтому я и пишу вам это письмо, чтобы вы помогли мне вернуть персонажей сказок по своим местам. А для этого надо выполнить несколько заданий. С уважением, Незнайка.

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке вернуть героев в свои сказки?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Тогда слушаем первое задание.

Отгадайте загадки. Если загадка будет отгадана правильно, то на экране появится картинка с отгадкой. Слушаем первую загадку:

1. У меня есть пятачок, Вместо хвостика – крючок, В луже я лежать люблю И похрюкивать: «Хрю, хрю!» (Свинья)

Дети: Свинья

Появляется слайд № 7 Свинья

Воспитатель: Действительно свинья, а теперь скажите мне, пожалуйста, как называется детеныш свиньи?

Дети: Поросенок

Воспитатель: Один поросенок, а много ……

Дети: Поросят.

Слайд № 9 Поросята

Воспитатель: Правильно, много поросят.

Слушайте следующую загадку:

2. Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня «царапкой», Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка)

Дети: Кошка.

Воспитатель: Давайте посмотрим. Правильно, это кошка.

Слайд № 11 Кошка.

Воспитатель: А как же называют детеныша кошки?

Дети: Котенок.

Воспитатель: Молодцы.

Скажите мне, пожалуйста, один котенок, а много….

Дети: Котят.

Слайд № 13 Котята

Воспитатель: Очень хорошо.

Слушайте следующую загадку:

3. Я хозяину служу, Дом хозяйский сторожу. Я рычу и громко лаю, И чужих я прогоняю. (Собака)

Слайд № 15 Собака.

Воспитатель: И с этой загадкой вы справились, и теперь назовите детеныша собаки.

Дети: Щенок.

Воспитатель: Один щенок, много….

Дети: Щенят.

Слайд № 17 Щенята.

Воспитатель: И на этот вопрос вы ответили правильно.

Следующая загадка:

4. И сметану и кефир, Молоко и вкусный сыр, Чтобы были мы здоровы, Даст нам пёстрая… (Корова)

Дети: Корова

Слайд № 19 Корова

Воспитатель: Посмотрите, и на экране появилась корова

А детеныша коровы называют?

Дети: Теленок

Воспитатель: Один теленок, много…

Дети: Телят.

Слайд № 21 Телята.

Воспитатель: Молодцы.

Внимательно слушайте следующую загадку:

5. Кто я, догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу, Летом я везу телегу. (Лошадь)

Дети: Лошадь.

Слайд № 23 Лошадь

Воспитатель: И эту загадку отгадали. Назовите детеныша лошади.

Дети: Жеребенок.

Воспитатель: Один жеребенок, а много ….

Дети: Жеребят.

Слайд № 25 Жеребята.

Воспитатель: Правильно.

И еще одну загадку, слушайте внимательно:

6. Комочек пуха – длинное ухо Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик)

Дети: Кролик.

Слайд № 27 Кролик

Воспитатель: Как называют детеныша кролика?

Дети: Крольчонок.

Воспитатель: Один крольчонок, много…

Дети: Крольчат

Слайд №29 Крольчата.

Воспитатель: Молодцы. Назовите этих животных, одним словом.

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Правильно, домашние животные. А теперь узнаем, справились ли вы с первым заданием. Если да, то появится картинка героя сказки.

Слайд № 31 Курица-умница.

Воспитатель: Ребята назовите героя.

Дети: Курица-умница

Воспитатель: Хорошо. В какую сказку отправим этого героя, в сказку «Колобок» или сказку «Пирог»

Дети: В сказку «Пирог».

Воспитатель: Правильно. Этот сказочный герой из сказки «Пирог»

С первым заданием справились. Готовы выполнить следующее задание.

Дети: Да, готовы.

Поиграем в игру «Наоборот». Я буду читать стихотворение, а вы должны закончить предложения по смыслу.

Игра «Наоборот»

И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Hаоборот» Скажу я слово «Высоко», А ты ответишь: … («низко»). Скажу я слово «Далеко», А ты ответишь: … («близко»). Скажу я слово «Потолок», А ты ответишь: … («пол»). Скажу я слово «Потерял». И скажешь ты: … («нашёл»). Скажу тебе я слово «Трус», Ответишь ты: … («храбрец»). Теперь «Hачало» я скажу, — Hу, отвечай: … («конец»)!

Далее, продолжать игру, называя слова, а дети отвечают антонимы. Например: Широкий – узкий, высокий – низкий, огонь – вода, день – ночь и т.д.

Воспитатель: Молодцы.

Слайд № 33 Человек – дровосек.

Воспитатель: Скажите, кто это?

Дети: Человек-дровосек.

Воспитатель: Правильно. А из какой сказки этот герой?

Дети: Из сказки «Пирог»

Воспитатель: Правильно, молодцы. Отправляем его в свою сказку.

И этим заданием вы справились, я думаю Незнайка будет доволен. А сейчас я прочитаю новое задание.

Игра «Сигнальный круг»

Игра со звуками З – С, слогами, словами.

Когда вы услышите звук «З», то поднимите зеленый сигнальный круг, а если услышите звук «С», то поднимите синий сигнальный круг

Воспитатель: Мы со звуком «З» играем, круг сигнальный поднимаем.

А теперь поиграем со слогами

Мы со звуком «С» играем, круг сигнальный поднимаем.

А теперь будем играть со слогами.

Какие молодцы. А теперь эта же игра, только с картинками. Внимание, начинаем.

Слайд № 35 Зонт

Слайд № 36 Санки

Слайд № 37 Замок

Слайд № 38 Забор

Слайд № 39 Слон

Слайд № 40 Сорока

Слайд № 41 Заяц

Воспитатель: Какие молодцы. А теперь, посмотрим какой герой появится сейчас на экране.

Слайд № 42 Заяц

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: Заяц.

Воспитатель: А из какой он сказки? «Пирог» или «Колобок»

Дети: Из сказки «Колобок».

Воспитатель: Правильно. Пусть заяц отправляется в свою сказку. Ну, вот и с третьим заданием справились. Помогли зайчику попасть в свою сказку.

А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Встаньте за свои стульчики.

Физкультминутка

«Зайка» Раз, два, три, четыре, пять Начал заинька шагать Скок – поскок, скок – поскок, Зайка прыгнул на пенек. В барабан он громко бьет И ребят играть зовет. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, сделаем зарядку.

Воспитатель: Присаживайтесь. И нас ждет новое задание.

Незнайка пишет, что надо правильно ответить на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?». А чтобы поиграть в эту игру надо встать со стульчиков на ковер полукругом, я буду называть, например, «компот из вишни», а вы должны ответить на вопрос какой «вишневый компот». Задание понятно?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда начнем.

Игра «Какой? Какая? Какое?»

(Воспитатель называет словосочетания, например: компот из вишен, ребенок отвечает – вишневый компот (отвечая на вопрос какой?), пюре из яблок – яблочное пюре, каша из тыквы – тыквенная каша). Игра проводится с мячом. Воспитатель называет словосочетание и кидает мяч ребенку, ребенок отвечает на вопрос какой?, какая?, какое?, возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам игра?

Дети: Да, понравилась. Садитесь на свои стульчики. Посмотрите, у нас появился новый герой.

Слайд № 44 Медведь.

Воспитатель: Вот и появился новый герой сказки. Значит с заданием, справились. Кто это?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно. Из какой сказки медведь?

Дети: Из сказки «Колобок».

Воспитатель: Правильно. Теперь Медведь может отправляться в свою сказку.

Воспитатель: Ребята, осталось выполнить еще одно задание. Сейчас прочитаем, что же просит сделать Незнайка. Он пишет, что картинки из сказок «Колобок» и «Пирог» кто-то разрезал и нам надо их сложить.

У вас на столах лежат конверты, в которых лежат разрезанные картинки, надо их сложить, чтобы получилось изображение героев сказок «Колобок» и «Пирог». (картинки разрезаны на геометрические фигуры, на 5,6,7,8 частей).

Задание понятно?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда приступайте.

Слайд № 46 Гусыня-разиня.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, появился еще один герой сказки.

Кто это?

Дети: Гусыня-разиня.

Воспитатель: Правильно, это Гусыня-разиня. А из какой сказки этот герой?

Дети: Из сказки «Пирог»

Слайд № 48 Незнайка

Воспитатель: Посмотрите, ребята, это же Незнайка. Смотрите, какой он довольный, радостный. Значит, мы смогли ему помочь, и все герои вернулись в свои сказки, картинки мы сложили. Теперь все жители Цветочного городка могут смело читать сказки.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да, понравилось.

Воспитатель: Расскажите, а кому, что понравилось в нашем путешествии.

Дети рассказывают, чем им понравилось заниматься на занятии.

Дети: Разгадывать загадки, играть со звуками, собирать картинки….

Список использованной литературы:

  1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С. Ушакова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 64с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 43 = 53