Урок-лекция по теме Япония

  • Иванова Екатерина Евгеньевна, директор, учитель географии

Учебно-воспитательные цели:

1) Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения. 2) Развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации. 3) Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.

Оборудование: политическая и экономическая карты Японии, атласы, флаг, национальные костюмы, таблицы, фотографии и видеофильм о Японии.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

– Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – “Страна – наоборот”. И для этого у нее есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

– О какой стране идет речь? Вы догадались? Да, вы правы. Удивительный сосед есть у России на востоке – это Япония. С желанием расширить представления о соседней державе, узнать ее прошлое и настоящее, самое интересное из жизни японцев, отправляемся мы в путь. А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут ваши одноклассники.

Здесь не школа, здесь не класс – Здесь Япония у нас. Каждый из гостей сидящих – Тут на Японском островке, Знает, нет здесь русских настоящих, – Все они в другой стране. Мы “японцы” хоть куда, Рассказать нам ерунда Про религию, про быт, И про спорт, и про прикид. Представляем вам сейчас Экскурсоводы – высший класс!

– Итак, отправляемся в путешествие (музыка).

1. Визитная карточка страны. Слайды:

Япония – древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы “спрятана” от глаз европейцев.

Как возникло данное государство? Об этом нам рассказывает легенда. “Когда боги Идзанаги и Идзанами по радуге спускались с небес, Идзанаги ударил своим богатырским копьем по зыбко колыхающейся внизу пучине. И тогда с его копья скатилась вереница капель, образовав изогнутую цепь островов.

Древняя легенда о сотворении Японии приходит на нашу память, когда смотришь на эту страну из окна самолета. Изогнутая гряда гористых островов и впрямь похожа на окаменевшие капли. Или, может быть, это караван гор, прокладывающий себе путь через бескрайнюю пустыню океана?

“Путь гор” – таково одно из толкований древнего имени этой страны Ямато. Имя Ямато напоминает, что сотворение Японии еще не завершено. Капли, упавшие с божественного копья, еще не остыли окончательно. Вся эта дуга дугообразная вереница островов из конца в конец вздулась волдырями вулканов. Вся эта молодая суша то и дело колышется, ходит ходуном из-за землетрясений.

Но страна огнедышащих гор больше известна как Страна восходящего солнца. И второе образное название Японии поэтизирует уже не время, а место ее рождения. Именно под этим именем Япония впервые дала о себе знать западному миру со страниц книги Марко Поло. Слово, которое прозвучало для Марко Поло как “Чипингу”, пишется тремя иероглифами “жи-бэнь-го” (солнце-корень-страна).

Иероглифы “жи-бэнь” на диалектах Южного Китая произносятся как “я-пон” (такое звучание и перешло потом в европейские языки). Итак, Страной восходящего солнца прозвали Японию ее соседи.

Национальный флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине.

Круглая Хризантема – национальный цветок Японии.

Япония – государство восточной Азии, страна-архипелаг, расположенная на 4-х крупных остовах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на 4-х тысячах мелких островах. На севере омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды, лежащие на севере от острова Хоккайдо: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи.

Площадь страны– 377 815 км2, немного больше, чем территория Великобритании. Однако, это лишь около 1/9 площади Индии, 1/25 площади США, 1/60 площадь России.

Столица Японии – Токио, что означает “Восточная столица”, расположена на остове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.

2. Государственный строй. Монархи. Слайды:

Япония – конституционная монархия. Глава государства император Акихито – символ государства и единства нации, унаследовал трон Японии 7 января 1989 года. Император Акихито в апреле 1959 года женился на Сёда Митико (в настоящее время Её Величество Митико). У них трое детей. Старший сын Его Императорское Высочество, наследный принц Нарухито, и двое других – принц Фумихито и принцесса Саяко, которая в 2006 году официально отказалась от титула принцессы ради любви к молодому человеку. Выйдя замуж за человека не императорской семьи, она лишается всех титулов.

Вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.

По государственному устройству Япония – унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо. Подавляющая часть населения живет в городах – 76%. В стране более 200 больших городов, 12 из них города-миллионеры. Для Японии в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения, то есть естественный прирост. Японцы – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире (4 на 1000 человек, в США – 8 на 1000, в России – 18 на 1000 человек) и с самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82 года). Для сравнения в России женщины – 72 года, мужчины – 62 года.

Почему японцы живут долго?

  1. Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.
  2. Само отношение к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
  3. В отношении японцев друг к другу царит доброжелательность.
  4. Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг “Десять тысяч шагов в день ради здоровья”, который стал жизненным правилом для каждого японца.
  5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая лицо и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

3. Рельеф. Слайды:

Равнины Японии лежат в основном вдоль нижних склонов гор и вдоль побережья. Наиболее обширные долины расположены на острове Хоккайдо: вдоль реки Исикари в западной части острова, вдоль реки Токачи на юго-востоке и на восточном побережье вокруг городов Немуро и Кусиро. На острове Хонсю также имеются большие долины: в долине Осака расположены Кобе, Киото и Осака; в долине Канто находится Токио; в долине Наби – Нагоя. На острове Кюсю главной равниной является равнина Цукуси.

Наиболее выдающейся топографической чертой Японии являются горы. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. На острове Хоккайдо расположена горная цепь вулканического происхождения, берущая начало на Курилах. Одна из более низких горных цепей острова называется Японские Альпы из-за их живописности. На Японских островах расположено около 188 вулканов, более 40 из них активные, ежегодно бывает около 15 тысяч землетрясений. Гора Фудзи считается одним из действующих вулканов Японии и одним из символов Японии. Как бы стремительно не менялся облик городов, сел, гор и долин, Фудзияма все равно останется непревзойденной царицей японской природы, символом мощи, совершенства форм и пропорций. Человеческое воображение поражает не только громадность Фудзиямы, особенно очевидная на фоне окружающей ее равнины и довольно невысоких гор. Восхищение вызывало и вызывает постоянство, вечность колоссальной горы, изменения которой незаметны живущему так недолго человеку.

4. Природа. Слайды:

Японские острова простираются в зоне умеренного климата, а в северо-восточной части пояса – муссонов. В большинстве районов Японии отчетливо выражены четыре времени года.

Японская весна – это крестьяне, которые стоя по колено в воде, высаживают на полях рисовую рассаду. Весна начинается здесь в марте. Она не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни – сакуры – еще одного из символов Японии. Ветки унизаны цветками, когда на них еще нет листьев. Розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Сакура цветет один день: один день набухают почки, за один день цветки облетают. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра. Её плоды несъедобны. В апреле весна достигает полного расцвета, а уже в мае переходит в душное лето.

К Японскому лету надо как следует подготовиться. Прежде всего надо купить зонтик: в период дождей (со 2-ой половины июня – до начала июля) нельзя выходить без зонтика даже в самую солнечную погоду. Период дождей не очень приятное время: весь дом – стены, пол, мебель – все становится влажным, продукты быстро портятся, обувь, одежда, ковры плесневеют. После периода дождей начинается жара.

Японская осень – это настоящее чудо, освобождающее из плена сладкого дурмана летних вечеров, это милосердный живописец, который взмахнув кистью, за несколько дней превращает жаждущую зелень в желтизну сжатого риса. В деревне осень – период уборки урожая. Развешанные повсюду золотистые снопы спелого риса – это главный признак осени в японских деревнях.

Японская зима – это голубые керамические грелки хибати и обложенные тяжелыми футонами котацу – отверстия в полу, откуда от раскаленных древесных углей или от электрической печки струится жар. Настоящая зима с толстым снежным покровом бывает лишь в городах Средней и северной Японии и на острове Хоккайдо. Многометровый слой снега каждый год держится здесь в течение 2-3-х месяцев.

Природа на японских островах жестока. Часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят тайфуны. Но я еще добавлю, что природа Японии скупа. Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы.

Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая риса и овощей в год. Порожистые и короткие реки Японии – источники гидроэнергии и воды для орошения полей. Фауна Японского моря богата и разнообразна. Леса занимают 2/3 территории страны.

5. Население Японии. Слайды:

Население Японии – 127 млн человек. Это восьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана. Средняя плотность – 336 чел. на км2. Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы, особенно в больших городах (корейцы – 0,6%, китайцы – 0,2%, айны – 0,2%).

Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука. Многие японцы говорят на английском языке. Японцы очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, – буддизм. Японская система верования – синтоизм, что означает “божественный путь”, обслуживает основные религиозно-бытовые обряды, и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды. Храмом в Японии является пагода. Это необычное для европейца сооружение, многоярусное, с крышей, причудливо загнутой вверх на углах.

II.

Учитель: Только что вы познакомились с официальной Японией, а теперь немного поговорим о неофициальной Японии, ребята расскажут о жизни и быте жителей страны Восходящего солнца.

6.Общество. Слайды:

В центре японского общества всегда был не отдельный человек, а сплоченный коллектив со строгим соподчинением членов – иерархии. Одним из важнейшим фактором успеха Японии остается коллектив:

Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья, Под вишнями в цвету!

(Так писал японский поэт Кобаяси Иса).

Семья, школа, компания (работа) – три основных звена в жизни каждого японца.

Дом. Японский дом – это, прежде всего, крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор: это кровля, возведенная над пустотой. Здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, а можно и вовсе снять. “Строя себе жилище, – говорят японцы, – мы, прежде всего, раскрываем зонт в виде кровли, чтобы на земле легла тень, а потом поселяемся в этой тени…” Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Здесь нет ни диванов, ни кресел, ни стульев, ни столов, ни буфетов с посудой, ни книжных полок, нет даже кроватей, вместо них пружинят татами – циновки из прессованной рисовой соломы. Днем на них сидят, обедают, а на ночь на них стелят постель. Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Размещение вещей в доме подчиняется правилу: ни одна тяжелая вещь не должна находиться выше головы сидящего человека. Еще недавно японцы не возводили высотных зданий, но в наши дни строят сейсмоустойчивые высотные сооружения.

Школа. Слайды:

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства.

Ребенку до 5-летнего возраста позволяют практически всё, однако, по мере его взросления всё больше становится ограничений, все строже требуют от него полного послушания родителям, понимания своих обязанностей. В шесть лет японские мальчики и девочки идут в начальную школу; проучившись в ней шесть лет, почти все они переходят в трехлетнюю младшую среднюю школу, затем в трехлетнюю старшую школу. Учебный год в японской школе самый длинный в мире – 240 дней. А у нас – 175 дней. И, несмотря на это, преподаватели задают на дом столько, что старшеклассники вынуждены сидеть над учебниками в дополнение к школьным урокам еще 5-6 часов в день. Увильнуть не возможно. Бдительные мамы, охваченные стремлением определить своих детей в университеты, не позволят своим чадам подняться из-за стола, пока вся домашняя работа не окажется выполненной. Пытаться ввести матерей в заблуждение – напрасный труд. Они не хуже самих школьников знают, что и сколько задано на дом, и не хуже учителей могут определить, правильно ли решена задача по физике или выучен параграф из курса географии. Японские родительницы не остановятся перед тем, чтобы пойти в школу вместо заболевшего ребенка, сесть за его парту и дословно записать объяснения учителей по всем предметам. Дома она заставит ребенка выучить все это “назубок”.

Японские семьи живут тесно. Разговоры родителей, включенный телевизор, возня младшего брата или сестры мешают заучиванию наизусть. Найден был удивительный по прагматизму и бесчеловечности выход. Промышленность выпустила деревянные разборные ящики в рост сидящего человека с партой и электрической лампой внутри. Этакие наглухо изолированные от внешнего мира одиночные камеры, которые можно быстро и легко складывать и ставить в комнате. Ящик отпирается только снаружи: пока не вызубришь – не выйдешь. Зубрешке отдано все свободное время. Каждый вечер до полуночи, иногда и в воскресенье школьники учат:

  • исторические факты – все подряд по хронологической таблице,
  • английские слова – по словарю страница за страницей,
  • название станций на главных железнодорожных магистралях по расписанию поездов маршрут за маршрутом.

К поступлению в Университет старшеклассники готовятся очень серьезно: “Будешь спать 4 часа в университет поступишь, будешь спать 5 часов – провалишься”, – бытует в Японии поговорка.

По окончании учебного заведения большинство японцев идут работать в Компании – мелкие, средние, крупные. Для компаний характерны три основных черты: пожизненный найм (до 55 лет), оплата труда в соответствии с выслугой лет (поощрения за рационализаторские предложения), профсоюзы.

8. Культура. Слайды:

Япония – страна высокой культуры. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся: традиционные виды спорта, почитание старших, кимоно, прическа, икебана, нецке, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония.

Спорт. Почти все виды спорта, как традиционные, так и современные, широко популярны в сегодняшней Японии. Из традиционных видов спорта особенно популярны сумо (японская борьба), кюдо (национальная стрельба из лука), дзюдо, кэндо (японское фехтование).

  • Почитание старших. У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 450, коллеги кланяются друг другу под углом 150, встречают клиентов и покупателей, женщина кланяется мужчине под углом 300. Еще, когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

  • Кимоно – дословно, “вещь, которую надевают”. Японская женщина ассоциируется с кимоно, как японский пейзаж – с горой Фудзиямо. Однако увидеть на улице большого города японку в кимоно нелегко, так как оно сейчас исключено из повседневного обихода. Но кимоно обязательно есть в каждой семье. Кимоно передается по наследству, оно для всех: нет различия – мужское, женское ли. Все радостные события: рождение ребенка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Покрой кимоно, сложившись 14 веков назад, не изменился до сих пор, – постоянство, способное привести в ужас современных модельеров. Японка кимоно не шьет, она его конструирует, складывая из кусков ткани, вырезанных в виде прямоугольных фигур. Одно и тоже кимоно приходится впору женщинам высоким и миниатюрным, худым и полным, но это не означает, что сконструировать кимоно проще, чем сшить европейское платье. 10 лет японки учатся искусству шить нарядное кимоно. (Запахивается на груди на правую сторону как у мужчин, так и у женщин. На левую сторону запахиваются только на покойнике при погребении. Мужчины фиксируют запах поясом на бедрах, завязывая узел типа галстучного справа или сзади. Женские пояса – ОБИ – располагаются на талии и выше ее и завязываются пышным широким бантом сзади.)

  • Прическа древней Японии отличается своей оригинальностью и сложностью. У японцев от природы черные волосы, цвет которых никогда не меняется. Все прически отличаются необыкновенной аккуратностью исполнения, женские прически состояли из нескольких элементов. Для устойчивости в высокие прически подкладывали бархатные валики, подушечки, применяли овальные гребни, на которые наматывали волосяные пряди. Непременным атрибутом является шпилька для украшения волос. Такие прически в настоящий момент укладывают только девушкам во время церемонии венчания.

  • Икебана – порождение японского образа жизни. Этот вид искусства создан нацией, которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе, как к неисчерпаемой сокровищнице прекрасного. Искусство икебана горячо любимо народом именно за то, что оно общедоступно, за то, что оно помогает человеку даже в бедности чувствовать себя духовно богатым. Обучают детей этому искусству с 6 лет. Вот что говорили об этом удивительном искусстве один японский поэт:

О, сердобольные поэты Неплохо б научиться вам Искусству создавать букеты, Не зная жалости к цветам. Берет японец ветку жизни В жемчужно-розовом цвету, Срезает все, что видит лишним, Что нарушает красоту.

Икебана привлекает тем, что не требует большого количества природного материала. Чтобы сделать изящную композицию, порой достаточно одной ветки или одного цветка. Сущность икебаны: “Цветы срезаны, но не убиты!”, или “Спасли душу цветка, он продолжает жить в совершенной гармонии с новой окружающей средой”.

Праздники. Четыре времени года в Японии четко разделены климатически, и многие ежегодные ритуальные торжества непосредственно связаны со сменой сезонов. Национальные праздники: 1 января – Новый год, 15 января – День совершенолетия, 11 февраля – День основания нации, 21 марта – День весеннего равноденствия, 29 апреля – День зелени, 3 мая – День конституции, 5 мая – День детей, 15 сентября – День уважения старости, 23 сентября – День осеннего равноденствия, 10 октября – День здоровья и спорта, 3 ноября – День культуры, 23 ноября – День благодарения труда, 23 декабря – День рождения Императора. Вашему вниманию представлены: Праздник кукол – в этот день в каждой семье, где есть девочки, дом украшают набором кукол, представляющими двор императора в прошлом, и по обычаю пьют особый вид сладкого белого сакэ. Сэцубун – начало весны. По традиции в этот день вокруг дома разбрасывают бобы, чтобы отогнать злых духов. День детей – в действительности это праздник только мальчиков. В семьях, где есть мальчики, над домами вывешивают вымпелы в виде карпов, символизирующих мужество, интерьер украшают доспехами и куклами в самурайских одеждах, едят особые рисовые лепешки. Крестьянские праздники – праздник посадки риса – девушки, одетые в кимоно с подвязанными красными лентами рукавами, сажают рисовую рассаду в то время, как музыканты неподалеку играют на флейтах, барабанах и колокольчиках. Праздник Нэбута, т.е. “отгонять дремоту” (перевод нэбута – сонливость) – это ночной парад огромных бумажных фигур, освещенных изнутри. Праздник Такаяма – изгнание злых духов.

  • Нэцке – перевод “прицепленное к основному”. Кимоно не имело карманов, и японцы позаимствовали у китайцев обычай носить мелкие вещи на поясе. Предмет привязывали к шнурку, другой конец шнурка затыкали за пояс, а чтобы он не выскальзывал, прикрепляли к нему брелок – пуговицу нэцке. Размер нэцке от 2,5 до 15 см. На создание иного образца уходило целых два месяца. Кроме религиозных и мифических сюжетов появились изображения по мотивам городского быта: фигурки ремесленников, бродячих актеров. В настоящий момент в европейских странах их наделяют какой-либо магической силой.

  • Сервировка стола. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются, что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках.

  • Бонсай. Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, по своим размерам не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья, дубы, клены, лиственницы высотой до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них все свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.

  • Японское блюдо. Основа национальной кухни Японии – рис и морепродукты. Все остальное: овощи, мясо, фрукты – считается только дополнением к ним. К рису относятся с глубоким почтением, как хлебу насущному. По-японски его называют “гохан” – главная еда. Его варят под крышкой в небольшом количестве воды. Во время варки рис никогда не помешивают. Как правило, рис варится несоленый, поэтому к нему подают острые соленые или остро-сладкие приправы. Едят рис специальными палочками – ХАСИ.

  • Чайная церемония. – “ТЯ НО Ю”. Знаменитые четыре принципа чайной церемонии: гармония – “ВА”, почтительность – “КЭЙ”, чистота – “СЭЙ” и тишина, покой – “СЭКИ” были впервые сформулированы в XV веке. Устройство чайного домика и прилегающего сада были воплощением изысканности, простоты и гармонии. К домику вела дорожка из камней. В саду высаживали сосны, кипарисы, бамбук. Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход – около 60 см в высоту, каждый кто хочет приобщиться к чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий свод не давал также возможности войти с мечом (их приходилось оставлять за порогом). Обязательным было: свиток с живописью или с каллиграфической надписью, букет, курительница с благовониями. Во время чайной церемонии нельзя было говорить о повседневных делах или проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка, об изяществе цветка в букете, о естественной величавости чайной церемонии.
  • А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку – журавлика. Считается, что он принесет людям счастья. (Дарятся журавлики).

Заключение.

Сегодня мы побывали в одном из уголков нашей планеты в удивительной стране, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им.

Кто же они японцы?

Что ими движет?

Ими движет культурный, интеллектуальный, физический капитал нации. Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому мы сегодня постарались ближе познакомиться с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни, и государством, с которым наши экономические и политические отношения переходят на новую ступень – ступень сотрудничества.

Презентация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 6 =