vso-mon
Литература

Демография современной России. 11-й класс

  • Асташенко Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания
  • Баранова Марина Николаевна, учитель информатики

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства учащихся с
    проблемами демографии, основными тенденциями
    изменения народонаселения в России, основными
    направлениями демографической политики
    государства;
  • способствовать развитию умения осуществлять
    комплексный поиск, систематизацию
    статистической информации по теме, сравнивать,
    анализировать, делать выводы, рационально решать
    познавательные и проблемные задачи, раскрывать
    на примерах важнейшие теоретические положения и
    понятия социально-гуманитарных наук,
    участвовать в дискуссии, работать с документами;
  • способствовать формированию представления о
    диаграмме, назначении, применении и технологии
    её построения.
  • способствовать формированию личностного
    отношения к демографическим проблемам
    современного общества.

Форма урока: исследовательский урок.

Методы: групповая работа,
практическая работа с использованием сети
Интернет.

Оборудование:

  • проектор;
  • персональные компьютеры (по числу групп).

Программное обеспечение:

  • программа создания презентаций, например Microsoft
    Power Point;
  • программа для создания диаграмм и графиков,
    например Microsoft Excel;
  • браузер, например Internet Explorer, Mozilla Firefox.

ХОД УРОКА (Презентация)


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Постановка проблемыВступительное слово учителя
обществознания.

Демографическая ситуация, или состояние
воспроизводства населения, наконец-то начинает
привлекать к себе внимание правительства страны
и интеллигенции. Однако до надлежащего осознания
нашим обществом всей серьезности и уже почти
неизбежных негативных последствий нынешней
демографической ситуации еще очень далеко.
Наша страна одна из немногих, в которой нет ни
одного учебного заведения, в котором готовили бы
специалистов-демографов. Между тем для
преодоления демографической катастрофы, в
которой мы уже находимся, потребуются усилия (или
хотя бы сочувствие) всего общества.
Вступительное слово учителя информатики.
Демографы – это специалисты, которые
занимаются анализом данных, составляют прогнозы.
Они должны уметь строить диаграммы по
полученным показателям; анализировать
полученные результаты и делать выводы.
Какие проблемы нам предстоит решить сегодня?
Формулируют проблемные вопросы.
– Что представляет собой демографическая
ситуация в современной России? Что влияет на неё?
– Какими информационными компетенциями должны
обладать специалисты-демографы, и какие
информационные технологии применять в своей
работе?
Актуализация знаний– Что такое демография?

– Что вы знаете о демографической ситуации в
современной России?
– Как ученые исследуют демографическую
ситуацию?
– Какую роль в исследовании демографической
ситуации играют диаграммы?

Демография – это наука о
закономерностях воспроизводства населения, о
зависимости его характера от
социально-экономических, природных условий,
миграции, изучающая численность,
территориальное размещение и состав населения,
их изменения, причины и следствия этих изменений
и дающая рекомендации по их улучшению.

Учащиеся
высказываются.
Учащиеся высказываются.
Учащиеся высказываются

Поиск решения проблемыУчитель обществознания. Демография
— это наука о закономерностях воспроизводства
населения в общественно-исторической и
социальной обусловленности этого процесса.
Сегодня о демографических проблемах говорят и
пишут ученые и журналисты, выходят серии
популярных работ, курс демографии преподается в
ряде вузов России.
На протяжении всей истории существования России
власти скрывали многие данные о демографической
ситуации в стране. До хрущевской «оттепели»
демографическая статистика была под грифом
«Совершенно секретно» и только с конца 1950-х гг.
начала появляться в документах с пометкой «Для
служебного пользования». С того времени и вплоть
до 1985 г. сведения о численности населения,
количестве родившихся и умерших приводились
лишь в специальных изданиях, сведения же,
например, о продолжительности жизни,
младенческой смертности и числе абортов не
публиковались никогда и нигде. И понятно почему:
именно продолжительность жизни и уровень
смертности населения, рождаемость, младенческая
смертность, число абортов, как ничто иное,
отражают состояние государства.
Системный кризис российского общества резко
ухудшил демографическую ситуацию и здоровье
населения. Заметно увеличилось число умерших
практически из-за всех наиболее
распространенных причин, ведущих к
преждевременной смерти. «Независимая газета» (в
номере за 2 февраля 1994 г.) пишет: «Разница между
возрастающей смертностью и сокращающейся
рождаемостью в Российской Федерации (и особенно
в ее русских регионах) позволяет
охарактеризовать Россию как страну с
вырождающимся населением». В 1990 г., впервые за
послевоенное время, наблюдалась естественная
убыль населения. В 1993 г. ею были охвачены 68
субъектов РФ, где проживают 63% россиян, тогда как
в 1992 г. таких субъектов было 45. Растет смертность
населения в трудоспособном возрасте. Превышение
смертности над рождаемостью
начиная 1992 г. часто оценивается как депопуляция,
т. е. вымирание России, составляющая около 700 тыс.
человек в год.
Это общая характеристика. Далее речь пойдет о
конкретных демографических показателях.
Учитель информатики.
Для того, чтобы проанализировать
демографическую ситуацию и сделать выводы, мы
будем использовать такое средство визуализации
данных (показателей) как диаграмма. Диаграмма
(изображение, рисунок, чертёж) — графическое
представление данных, позволяющее быстро
оценить соотношение нескольких величин. Далее
теория диаграмм на слайдах №4-7. Для объяснения
алгоритма построения диаграмм используется
приложение с таблицами данных в файле Алгоритм
построения диаграмм.xls
(Приложение
1
)
Сегодня мы решили предложить вам объединить
изучение демографической ситуации в современной
России и правил составления диаграмм.
Для этого вы, разбившись на группы и устроившись
у компьютеров, работая с текстом пункта 1 § 10
учебника обществознания, рабочим материалом
и материалами сети Интернет, охарактеризуйте и
проанализируйте современную демографическую
ситуацию в РФ на конкретных демографических
показателях. Выработайте рекомендации по
исправлению негативных явлений. Кроме того, ваша
задача все цифровые значения представить в виде
диаграммы. Работу представьте наглядно,
обосновывая выбор того или иного вида диаграммы.

Вопросы
для первой группы: продолжительность жизни

1. Какова средняя продолжительность жизни
сегодня в России?
2. Сравните данные показатели с показателями для
других стран.
3. Какую особенность имеет этот процесс?
4. В чем вы видите причины данного тревожного
явления?
5. Какие конкретные меры можно и нужно
предпринимать для решения данной проблемы?

Вопросы для второй группы: рождаемость

1. Назовите отличия традиционного
репродуктивного поведения от современного.
2. Чем вызваны подобные изменения?
3. Охарактеризуйте показатели рождаемости в
современной России.
4. Какие тенденции устойчиво прослеживаются в
данном направлении?
5. Сравните уровень рождаемости в городской и
сельской местности. Проанализируйте результаты
исследования.
6. Назовите прогнозы уровня рождаемости в России.
7. Какие конкретные меры можно и нужно
предпринимать для решения данной проблемы?

Вопросы для третьей группы: смертность

1. Каковы данные статистики относительно уровня
смертности в России?
2. Сравните эти цифры с показателями в других
странах.
3. Назовите основные причины, которые повлекли
смерть людей.
4. Проанализируйте данные младенческой
смертности в России.
5. Сравните эти данные с показателями в развитых
странах.
6. О чем свидетельствуют эти печальные цифры?
7. Прогноз современных демографов относительно
уровня смертности.
8. Какие конкретные меры можно и нужно
предпринимать для решения данной проблемы?

Вопросы для четвертой группы: статистика
абортов

1. Каковы статистические данные о числе абортов
в России?
2. Сравните их с показателями на Западе. Сделайте
выводы.
3. В чем опасность абортов?
4. Почему цифры столь велики?
5. Какие конкретные меры можно и нужно
предпринимать для решения данной проблемы?

Вопросы для пятой группы: самоубийства

1. Каковы статистические данные о количестве
случаев суицида в нашей стране?
2. Сравните их с показателями развитых стран.
3. Определите причины, по которым люди
добровольно расстаются с жизнью.
4. Как вы относитесь к данному явлению?
5. Почему, на ваш взгляд, столь высок процент
самоубийств среди молодежи?
6. Какие конкретные меры можно и нужно
предпринимать для решения данной проблемы?

Вопросы для шестой группы: миграция

1. Что такое миграция?
2. Приведите примеры миграций в 60-70-х гг. XX в.
3. Проанализируйте процесс миграции из сельской
местности в городскую.
4. Какие последствия имели эти процессы?
5. Что собой представляет явление, получившее в
истории название «утечка умов»? Выявите ее
причины и последствия.
6. Куда выезжают иммигранты? Почему?
7. Охарактеризуйте процесс бизнес-эмиграции из
России.
8. Как и почему происходит импорт значительного
числа менее квалифицированных работников?
9. К каким последствиям эта приводит?
10. Какие конкретные меры можно и нужно
предпринимать для решения данной проблемы?

Учащиеся разбиваются на группы, выбирая
карточку с картинкой или по цвету. Рассаживаются
к компьютерам с аналогичными карточками.

Ученики работают с предложенным материалом,
а также с ресурсами интернета (Приложение
2
). Составляют диаграммы и готовят
ответы на предложенные вопросы.

Применение нового знанияПредлагаем группам представить отчеты
о проделанной работе. Один представитель от
группы представляет итоги работы. Другой делает
запись на листе ватмана, который висит на доске.
Это пути решения проблемы.
Выступают представители от групп.
Один представитель от группы представляет итоги
работы. Другой делает запись – короткий вывод на
листе ватмана, который висит на доске.
Возврат к проблемам.– Какие выводы по проблемам,
поставленным в начале урока можно сделать?
– Итак, подводя итог всему сказанному вами, можно
сделать следующие выводы.
Озвученные здесь факты показали, что существуют
угрозы национальной и экономической
безопасности, связанные с демографической
ситуацией в Российской Федерации.

1. Общее
сокращение численности населения, снижение его
плотности до параметров почти в три раза меньше
среднемировых создадут опасность ослабления
политического, экономического и военного
влияния России в мире, возможность
дополнительных притязаний на территорию
Российской Федерации.
2. Уменьшение численности молодежи, начинающей
трудовую жизнь, вызовет опасность обострения
проблемы комплектования вооруженных сил,
правоохранительных органов и иных силовых
структур, что представляет собой угрозу
сохранения оборонного потенциала страны, охраны
государственных границ и проведения других мер,
связанных с национальной безопасностью. По
сравнению с 2000 г. численность мужского населения
в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 г. с 3,46 до 1,99 млн
человек.
3. Сокращение численности детей и подростков
приведет к возникновению проблем формирования
трудовых ресурсов, способных воспроизводить и
развивать материальный и интеллектуальный
потенциал Российской Федерации, уменьшению
объемов подготовки квалифицированных кадров в
общеобразовательных, профессиональных и высших
учебных заведениях, разрушению системы
подготовки кадров, что может создать угрозу
усиления внешней технологической зависимости
России. Уже сегодня численность принимаемых в
высшие учебные заведения практически совпадает
с численностью выпускников общеобразовательных
учреждений.
4. Реальная экономическая угроза связана с
уменьшением численности населения
трудоспособного возраста и, соответственно, с
сокращением экономического потенциала страны. В
условиях ожидаемого экономического роста
сокращение численности экономически активного
населения (по оценке Минэкономразвития России,
на 3,2 млн человек за 2006-2010 гг.) вызовет дефицит
рабочей силы, который может покрываться за счет
нерегулируемой иммиграции из стран Среднего
Востока, Китая, Вьетнама.
5. В связи с постарением населения возникнет
опасность дефицита рабочей силы, увеличения
демографической нагрузки на трудоспособное
население, повысится нагрузка на систему
здравоохранения, обострятся проблемы с
выплатами пенсий и социальных пособий.
6. Общее сокращение численности населения,
сопровождающееся сокращением численности
отдельных этнических групп, особенно коренных
малочисленных народов, может привести к их
полному исчезновению.
7. Характер миграционных процессов (внутренние
миграции и иммиграция) окажет отрицательное
влияние на систему расселения населения
Российской Федерации: будет происходить
замещение иммигрантами постоянных жителей ряда
регионов страны (северные и приграничные
территории), что не отвечает экономическим и
геополитическим интересам России. В ряде
территорий (юг страны) чрезмерная концентрация
вынужденных мигрантов вызовет дополнительные
экономические и социальные трудности.
8. Отток из России квалифицированных кадров ведет
к ослаблению научного, творческого и
экономического потенциала страны.

Делают общие выводы.

Оценка результатов работыПредлагаем заполнить карту обратной
связи (Приложение 3).
РефлексияОценивают работу учащихся по критериям,
озвученным ранее. (Приложение 4)
Заполняют карту обратной связи и отдают
ее учителю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *