vso-mon
Литература

Дифференциация содержания обучения в учреждениях дополнительного образования

  • Астахова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов

Модернизация российского образования открыла
новые перспективы перед учреждениями
дополнительного образования, прежде всего –
использование их широких возможностей для
реализации предпрофильного и профильного
обучения детей, для подготовки ребят к
предпринимательской деятельности,
исследовательской работе, правового просвещения
и т.д.

В психолого-педагогической, дидактической и
методической литературе различают два
основных типа дифференциации
содержания
обучения:

  • уровневую,
  • профильную.

Стремительный рост объема информации в
современном мире, постоянное расширение сферы
человеческой деятельности делают невозможным
усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это
приводит к необходимости его специализации в
определенной сфере и поэтому – к специализации
его подготовки теперь уже и на уровне
дополнительного образования. Профильная
дифференциация образования обращена на
реализацию этой задачи.

В современной педагогике цель профильной
дифференциации содержания обучения
определяется “в направленной специализации
области устойчивых интересов, склонностей и
способностей обучаемых с целью максимального их
развития в избранном направлении”.

С профильной дифференциацией содержания
образования связывают возможности
максимального раскрытия индивидуальности,
творческих способностей и склонностей личности
ребенка, более эффективной и целенаправленной
подготовки их к продолжению образования в
избранной области, предполагаемой
профессиональной деятельности.

Профильная дифференциация предусматривает
осознанный, добровольный выбор детьми
познавательных потребностей, способностей. Она
тесно связана с осуществлением индивидуального
подхода по отношению к отдельным группам детей.

Важнейшим фактором развития способностей
детей является формирование устойчивых
специальных интересов. Это интересы к
определенной сфере человеческой деятельности,
которые затем перерастают в устремления
профессионально заниматься этим видом
деятельности.

Содержание дополнительного образования детей
всегда отражало основные направления и профили
развития науки, культуры и производства.

В нынешних условиях с особой остротой встаёт
проблема подготовки подрастающего поколения к
будущей самостоятельной трудовой жизни.

Каждый ребёнок – личность со своим внутренним
миром, который поначалу, быть может,
бессознательно, он будет выражать в своих
работах. Главная задача педагога – помочь ему в
этом и направить его по пути духовного и
профессионального совершенствования.

Микроклимат учреждения дополнительного
образования – это скорее всего среда
воспитательная, развивающая. В творческих
объединениях складываются отношения
сотрудничества и взаимопомощи. Здесь
формируется характер ребенка, умение общаться,
сотрудничать, развиваются творческие
способности, царит атмосфера, где ребенок будет
наиболее успешен, может попробовать себя в
разных направлениях деятельности.

На занятиях в учреждениях дополнительного
образования, как ни на каких других, в силу их
специфики, педагог близок к ребёнку. Он стремится
любую работу – вышивание, изготовление швейного
изделия, вязание или плетение, лоскутное шитьё
или работу с соломкой, рисование или лепку –
сделать максимально индивидуальной.

Каждый ребёнок должен использовать
возможность сделать свою работу индивидуальной,
неповторимой. Дети, почувствовавшие вкус к
творческой работе, стремятся к самовыражению и
самоутверждению, а не просто показывают уровень
достигнутого мастерства. Они хотят в работе
проявить свою индивидуальность, получить
максимальное удовольствие от выполняемой
работы.


Условия, обеспечивающие
психолого-педагогическую поддержку профильного
самоопределения детей:

  • уровневый подход;
  • открытость во взаимодействии педагога и
    ребенка;
  • ориентация на успех;
  • разрешение вопросов личностного, социального
    плана без нарушения прав и свобод личности.


Пропедевтическая профориентационная
работа в условиях УДО в процессе проектной
деятельности

Одна из задач дополнительного образования —
подготовка детей к профессиональному
самоопределению и проектированию жизненной
карьеры. Начинается этот процесс в семье, детских
дошкольных учреждениях, школах, учреждениях
дополнительного образования, продолжается в
профессиональных учебных заведениях.

Проектная деятельность детей — действенное
средство подготовки их к профессиональному
самоопределению.

Алгоритм профессионального самоопределения,
известная триада “хочу-могу-надо”, созвучна
алгоритму проектной деятельности, согласно
которому, обосновывая и изготавливая проект,
дети согласовывают свои желания, потребности и
возможности. Проектная деятельность расширяет
сферу познания обучаемых в плане постижения
технологической картины мира, овладения новыми
технологиями. А также возможностями их
применения, преломления в профессиональной
деятельности. Этим моментам педагогу необходимо
уделять особое внимание, включать их в процесс
обсуждения, защиты проекта детьми в дискуссии на
профессиональные темы, в ходе которых
непосредственно знакомить с терминологией,
содержанием различных сфер профессиональной
деятельности. Самовыражение в проектной
деятельности, осуществляется через реальные
достижения, как практические, так и
интеллектуальные, личностные, приближает
ребенка к адекватному восприятию себя в
различных связях и отношениях.

В широком смысле выполнение детьми творческих
проектов можно рассматривать как своеобразные
профессиональные пробы, которые способствуют
профессиональному просвещению,
профессиональному воспитанию.


Младший школьный возраст

Основной целью данного возрастного этапа
профессиональной адаптации является
формирование у детей интереса к области трудовой
и профессиональной деятельности. Достижение
этой цели предполагает выполнение следующих задач:

— формирование осознанных представлений о мире
труда и профессий;

— развитие интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферы;

— развитие рефлексии и обучение навыкам по
самопознанию;

— развитие реалистической самооценки;

— формирование у детей качеств творчески
думающей, активно действующей личности.

Для реализации данных задач в программы
творческих объединений педагогам рекомендуется
включать соответствующие темы, задания, игры в
соответствии с возрастными особенностями детей
и изученным материалом.

На первых занятиях педагог выявляет и
актуализирует внимание детей на их способности к
сопереживанию, чувствительности к проблемам
окружающих. Примет такой процедуры — методика
“Незаконченные предложения”, в процессе
выполнения которой детям предлагается дописать
предложения типа :

“Больше всего я радуюсь\огорчаюсь, когда…”,

“Больше всего моих родителей\учительницу
огорчает…”.

С первых занятий важно начать формирование
способностей детей выделять и фиксировать свои
действия в сознании, выявлять их желания и
предпочтения. Для этого педагог проводит беседу
о желаниях и предпочтениях воспитанников, о
прошлых и будущих действиях:

“Что вы любите больше всего на свете?”,

“Чем бы вы стали заниматься, если бы вам
предложили делать все?”,

“Расскажите о своем любимом занятии: как вы
играете, гуляете и пр.”,

“Расскажите, что вы больше всего не любите?”,

“Случалось ли с вами раньше что-нибудь
интересное? Расскажите”.

Знания о профессиях, инструментах, материалах
закладываются в процессе выполнения заданий
типа “Древо мудрости”, “Кто использует в
работе…?”, “Из чего сделано…?” и других,
разгадывания ребусов и загадок об инструментах,
профессиях и материалах.

Выполнение детьми доступных им по уровню
сложности проектов создает возможность
формирования у детей качеств творчески думающей,
активно действующей личности.

На занятиях творческих объединений
декоративно-прикладной направленности важно
развивать и формировать у детей графические
умения, пространственное и образное воображение,
умение конструировать и моделировать.

Выполнение детьми младшего школьного возраста
доступных им по уровню сложности проектов
создает возможность формирования у детей
качеств творчески думающей, активно действующей
личности. Детям 9-11 лет можно предложить для
выполнения индивидуально или группой следующие
темы проектов : “Вещь из будущего”,
“Необитаемый остров”, “Мой будущий дом”,
“Город мастеров – золотые руки”.


Подростки

У подростков важно сформировать осознание ими
своих интересов, способностей, общественных
ценностей, связанных с выбором профессии и
своего места в обществе. При этом будущая
профессиональная деятельность для подростка
выступает как способ создания определенного
образа жизни, как путь самореализации, раскрытия
своих возможностей.

Возрастной аспект профессиональной адаптации
детей данного возраста характеризуется как
период поисково-зондирующий, период активных
проб, направленных на осознание своих интересов,
интересов, способностей, общественных ценностей,
связанных с выбором профессии и своего места в
жизни общества.

Старший подростковый возраст — время активного
поиска возможностей удовлетворения своих
интересов, пробы своих способностей, реализации
своих прав на свободу выбора своей
профессиональной деятельности с учетом
реальности рынка труда.

Этих детей необходимо последовательно
знакомить с профессиями страны, региона,
перспективами профессионального роста и
мастерства; правилами выбора профессии;
сформировать умения адекватно оценивать
личностные возможности в соответствии с
требованиями избираемой профессии; оказывать им
индивидуальную консультативную помощь в выборе
профессии, а в случае необходимости определить
стратегию действий по освоению запасного
варианта.

На занятиях творческих объединений на основе
приобретенных знаний, опыта осуществляется
профориентационная деятельность,
предусматривающая следующие аспекты:

  • Углубленное изучение разделов, к которым у
    детей проявляется устойчивый интерес и имеются
    способности.
  • Сосредоточение внимания на формировании
    профессионально важных качеств в избираемом
    виде деятельности.
  • Планирование пути для самоподготовки к будущей
    профессиональной деятельности, способов
    самодиагностики, оценки результатов, достижений.
  • Формирование основы для
    социально-профессиональной адаптации
    воспитанников: ценностные ориентации, мотивы
    выбора профессии, профессиональная
    направленность.
  • Формирование профессиональных интересов.

Так, например, на занятиях
декоративно-прикладного творчества педагог
останавливается на характеристике таких
профессий, как художник, дизайнер, модельер и т.п.
При этом важно обсудить с воспитанниками
психологические понятия: наблюдательность,
внимание, воображение и т.п.; рассказать о
значении наблюдательности как профессионально
важного качества людей данных профессий; роли
пространственного и образного мышления.
Обсуждение указанных вопросов неизбежно вызовет
необходимость в раскрытии способов тренировки и
поддержания внимания, развития наблюдательности
и воображения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание “Дерево мудрости”

“Дерево” может быть нарисованным или
представлять собой объемный макет, к которому
крепятся листочки с высказываниями (пословицами,
поговорками, цитатами) о ценности труда,
мастерстве, о качествах, необходимых для
успешного выполнения любого дела. По мере
нахождения новых пословиц на протяжении всего
курса дерево все больше обрастает листвой.
Высказывания, подобранные детьми, обсуждаются
всеми.

Задание “Кто использует в работе…?”

Педагог предлагает перечислить все профессии,
представители которых в своей работе используют
ножницы (портной, парикмахер, хирург, садовод и
т.д.), иглу, зеркало, кисть, молоток.

Упражнение “Из чего сделаны известные
сказочные герои?”

Педагог предлагает вспомнить известных
сказочных персонажей, которые сделаны из
различных материалов: дерева, соломы, железа и
т.п. Дети обсуждают, какие качества героев
обусловлены свойствами материала, из которого
они сделаны, какие у них возникали проблемы.

Викторина “Угадай профессию”

Ведущий (взрослый или ребенок) называет
какой-либо материал и инструмент, которые
однозначно зашифровывают определенную
профессию. Например, если задумана профессия
столяра, ведущий называет “дерево” и
“рубанок”. Обсуждаются и задания, и все варианты
ответов.

Проект “Вещь из будущего”

Задание направлено на развитие мыслительного
прогнозирования, анализа и творческого
воображения. Педагог предлагает детям проявить
фантазию и сделать из любого имеющегося дома
материала (проволоки, колец, бумаги, картона,
дерева, ткани, природного материала и т.п.)
небольшую вещь, которая могла бы попасть к нам из
будущего, т.е. изделие должно быть
макси-функциональным. Создав проект своего
изделия, и исполнив его, дети должны провести
испытание и подумать о внешнем оформлении
изделия, упаковки и рекламе.

Во время обсуждения основное внимание педагог
уделяет макси-функциональности изделия и тем
мыслительным средствам, которые позволили его
сконструировать и построить.

Проект “Город мастеров – золотые
руки”

Придумать и нарисовать город, в котором живут
умельцы : названия улиц, отражающие
профессиональные особенности жителей города,
составить список жителей из числа известных
персонажей.

Проект “Необитаемый остров”

Разработать правила выживания на необитаемом
острове, распределить обязанности между собой,
наладить жизнь, разработать способы решения
возможных проблем.

Проект “Мой будущий дом”

Описать (нарисовать, изготовить), каким будет
будущий дом (архитектура, планировка дома и
участка, расстановка мебели и т.п.), какая семья в
нем будет жить, правила общения в семье, традиции,
семейные праздники.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Опросник “Потребность в достижениях”

При оценке целеустремленности воспитанников
важно знать уровень их притязаний к будущей
трудовой деятельности, который выражается в
потребности достижения успехов в труде,
приобрести определенный социальный статус. С
этой целью можно использовать предполагаемый
опросник, включающий 22 вопроса. Ответ в виде
знака “+” или “-” надо написать в листе ответов,
против каждого номера вопроса.

  1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от
    упорного труда, чем от случая.
  2. Если я лишусь любимого занятия, то моя жизнь
    будет скучной.
  3. Для меня в любом деле важен успешный результат.
  4. Обычно я настойчив(а) в достижении своей цели.
  5. По моему мнению, я легко переживаю неудачи и
    неприятности.
  6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
  7. Деятельностные люди нравятся мне больше, чем
    эмоциональные.
  8. Даже в обычной работе я стараюсь придумать
    что-нибудь новое.
  9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о
    еде.
  10. Мои родители считают меня талантливым ребенком.
  11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее
    обстоятельства, чем я сам.
  12. Обычно я довожу начатое дело до конца.
  13. Решительность, инициативность важнее, чем
    кропотливая работа.
  14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня
    часто отказываться от своих намерений.
  15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
  16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в
    мою пользу.
  17. Я – целеустремленный человек.
  18. Когда все идет гладко, мое желание достичь
    успеха усиливается.
  19. Мне больше нравятся книги об изобретениях
    людей, чем о путешествиях.
  20. Мои близкие обычно одобряют мои планы.
  21. Уровень моих требований к жизни выше, чем у моих
    товарищей.
  22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше,
    чем способностей.

Посчитайте количество плюсов. За каждый
начисляется один балл.

17-22 балла – у вас высокий уровень потребности в
достижении успехов в жизни, вы настойчивы в
преодолении препятствий, уверены в своих силах.

11-15 баллов – средний уровень. Вы претендуете на
цели невысокой сложности, умеренно рискуете.

1-10 баллов – не уверены в себе, стремитесь
избегать ситуации соревновательности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *