Экологическое воспитание дошкольников. Открытое занятие в старшей группе Свойства воздуха

  • Маркова Ирина Александровна, воспитатель
  • Павлова Марина Михайловна, Репетитор
  • Смирнова Марина Владимировна, воспитатель

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. Дать представления о пятом океане.

Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, таз с водой, лодочка с дыркой и целая лодочка, глобус.

Предварительная работа: рассматривание карты мира, глобуса.

Ход занятия

Воспитатель: (покрутив глобус).

Дети, что вы видите у меня в руках? (Глобус.) Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.

Какие цвета вы видите на нем? (Синий, зеленый, желтый, коричневый.)

А как вы думаете, что изображено зеленым цветом ? (Ответы детей.)

Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе – это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.

Воспитатель: Дети, а вы знаете сколько океанов омывает сушу?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Кто сможет перечислить их?

Дети: Северный – Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океан.

Воспитатель: Кто живет в океане?

Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их).

Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди?

Дети: Люди живут на земле, т.е. на суше.

Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы).

Эксперимент “Воздух в стакане”.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это стакан.

Воспитатель: В стакане что-то есть?

Дети: Ничего нет. Стакан пустой.

Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения?

Дети: В стакане воздух.

Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный океан. Именно так называется пятый океан, в котором мы с вами живем.

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Воздух – это-то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим. В воздух, в небо и в полет Улетает самолёт. Птица в воздухе летает. Разным воздух наш бывает, Воздух может быть прозрачным, Пахнуть может дымом дачным. Может пахнуть апельсином, Кофе, завтраком, бензином. Он из фена вылетает, Тёплым он тогда бывает. А когда вокруг мороз, Щиплет больно он за нос. торой в комнате играл, Бурю в море он поднял… Воздух разный, он такой! Где найдём его с тобой?

Дети: Везде

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Поймать его нельзя!

Наблюдение “Как обнаружить воздух в помещение”.

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (Подул ветерок.) Какой воздух? (Прохладный, холодный воздух.)

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить.

Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.

Воспитатель: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.

Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Наблюдение “Воздух легче воды”.

Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей.) Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды? Дети, эти пузыри – это воздух. Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

Дети: Камень падал вниз, потому – что камень тяжелый, а пузырьки поднимались вверх.

Воспитатель: Потому – что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из воды.

Делают вывод: Третий секрет воздуха – воздух легче воды. А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?

Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

Воспитатель: Что находится внутри игрушек?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках? Воздух принял форму того предмета, в котором находится.

Опыт “Воздушный шарик”.

(Воспитатель берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой.)

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Он надувается.

(Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.)

Воспитатель: Что происходит с шаром?

Дети: Шар не надувается.

Воспитатель: Четвертый секрет воздуха – При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Упражнение “ Холодно и горячо”.

Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.) Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети, держась за руки, расширяют круг.) Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа.)

Упражнения повторяют 4–5 раз.

Опыт с лодочками.

Перед вами две пластмассовые лодки с пробоиной (с дыркой), другая целая – без пробоины (без дырки). Сейчас мы с вами проверим, утонет ли лодка, если ее опустить на воду. Сначала возьмем лодку без пробоины (без дырки) и опустим ее на воду.

Воспитатель: Что происходит с лодкой?

Дети: Она держится на воде, не тонет.

Теперь берем лодку с пробоиной (с дыркой) и опускаем на воду.

Воспитатель: Что происходит с лодкой?

Дети: Лодка заполняется водой и тонет.

Воспитатель: Что же удерживало первую лодку на поверхности воды?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Почему утонула вторая лодка? Потому что вода вытеснила воздух, лодка утонула.

Воспитатель: Пятый секрет воздуха – вода вытесняет воздух.

Наблюдение “Чем пахнет воздух”.

Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха.)

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?

Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу. А теперь давайте вспомним, с каким пятым океаном мы сегодня познакомились?

Дети: С воздушным.

Воспитатель: Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или немного пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им.

Воспитатель: А в заключении нашего занятия, я прочитаю стихотворение:

Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим!

Какие секреты воздуха вы сегодня узнали?

Вот про эти секреты воздуха вы можете рассказать своим родителям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 6