vso-mon
Литература

Храбрый Опёнок

  • Заишлова Виктория Викторовна, учитель начальных классов

Цели:

1. Знакомство с новым произведением Э. Шима
“Храбрый Опенок”.

2. Формирование читательских умений и навыков
(выразительно читать, работать с текстом
произведения).

  • обогащение читательского опыта, словаря
    учащихся;
  • развивать речь и мышление учащихся;

3. Развитие интереса к чтению, расширение
читательского кругозора;

4. Воспитание любви к природе, бережное
отношение к ней (правила сбора грибов).

Оборудование:

  • портрет Э. Шима;
  • репродукции осенних пейзажей: И. Левитана
    “Золотая осень”, В. Серова “Октябрь.
    Домотканово”, и др.;
  • модели обложек;
  • макеты грибов;
  • мультимедийный проектор (музыкальные
    произведения о природе МРЗ, анимации дождя,
    падающих снежинок, список рекомендуемых для
    чтения произведений писателя);
  • рисунок картузика;
  • плакаты бумаги, акварельные краски, фломастеры,
    карандаши;
  • выставка книг Э. Шима.

Музыкальный ряд:

  • “Осенняя песня” П. И. Чайковского;
  • “Святки” (декабрь) П. И. Чайковского.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Под “ Осеннюю песню” П. И. Чайковского ребята
входят в класс.

— Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

— Я начала урок со строк Федора Ивановича
Тютчева о природе, так как именно о ней
продолжится наш разговор.

2. Проверка домашнего задания по выбору:

  • выразительное чтение описания одного из грибов
    по произведению “Недосмотренные грибы” М.
    Пришвина;
  • кроссворд с названиями грибов (по Рабочей
    тетради);
  • загадка о грибах собственного сочинения
    (творческая работа);
  • рисунок гриба (по желанию).

3. Сообщение темы и целей урока.

1) Подсказка.

— Произведение, с которым мы ознакомимся
сегодня тоже о родной природе, перекликается
темой с предыдущим произведением. С писателем мы
тоже уже знакомы по сказке “ Белка и Ворон”. Этот
человек влюблен в красоту родных лесов и полей,
человек, который умеет видеть скрытое и любит
разгадывать загадки природы. В своих рассказах и
сказках (Эдуард Шим) передает, что удалось ему
подглядеть и услышать во время своих лесных
прогулок: как чудесно, трогательно, забавно,
трудно живет удивительный мир лесов, полей,озер и
болот; как красивы вырезные листья клена или
сверкающие на солнце ледяные сосульки; как
звенит тишина в лесу, какими звуками полна
луговая трава. Прочитав его рассказы, детям самим
хочется больше увидеть и услышать, окунуться в
окружающий их мир. (?)

2) Фамилия автора состоит из 3-х букв. Догадались,
кто автор произведения? (…)

— Правильно, это писатель Эдуард Шим, в этом году
(2007) ему исполнилось 77 лет со дня рождения.
Сегодня мы познакомимся с очень интересным и
трогательным произведением, которое называется
“Храбрый Опенок”.

4. Самостоятельное (ознакомительное) чтение
произведения Э.Шима “Храбрый Опенок”.

  • группа (хорошо читающие дети) – чтение про себя;
  • группа (слабо читающие дети) – работа с
    учителем.

Параллельно идет лексическая работа по тексту
изучаемого произведения.

5. Выявление первичного восприятия
произведения.

  • Кому понравилось произведение?
  • Какое настроение оно вызвало? Было ли вам весело
    или грустно? В какие моменты?
  • Какое чувство вызывает оно? Чему оно нас учит?
    (Это произведение вызывает чувство уважения,
    благодарности. Оно учит нас быть благодарными, не
    стесняться говорить “спасибо”).

— Прочитайте фамилию автора и заголовок. (Э. Шим
“Храбрый Опенок”).

— Почему автор так озаглавил свой текст? (…)

6. Моделирование обложки.

— Покажите на листочках к какому жанру
относится это произведение.

О ком или о чем это произведение?

Проверка:

— Из указанных моделей назовите ту, которая
соответствует данному произведению.

Докажите это. — Итак, что мы прочитали? (Рассказ
Э.Шима “Храбрый Опенок”)

7. Физкультминутка.

Под музыку П. И. Чайковского, на мультимедийных
проекторах анимации дождя и падающего снега.

На поляне кедр могучий
Задевает кроной тучи.
Рядом с ним растет сосна,
К небу тянется она.

(Стоя на правой ноге, тянем руки вверх, далее
тоже на левой.)

Мы внизу грибочки ищем
И в траве усердно рыщем.
Раз – грибок и два – грибок,
Положи их в кузовок.

(Наклонится вперед и коснуться правой рукой
левой ступни, потом наоборот.)

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и совершают
хватательные движения, словно ловят снежинки.)

Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте.)

Ну, а мы идем, идем

(Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся за парты.)

8. Работа по учебнику (с. 110–113).

Словарная работа (с. 113.) Используется рубрика
Словарь”.

Авось – может быть.

Боровики – белые грибы. (Макет)

Картузик – небольшая фуражка, мужской головной
убор с жестким козырьком. (Рисунок)

Кафтан – длинный пиджак.

Неказистый – некрасивый, непривлекательный.

Аналитическое чтение.

Вопросы читают дети.

— Подумайте, почему грибники поклонились
Опёнку?

— Найдите и прочитайте, как автор называет
грибы.

— Найдите описания всех грибов. Сравните эти
описания: чем грибы похожи, чем различаются?
(Демонстрация макетов грибов)

— Как автор описывает лес? Подтверди свой ответ
словами из текста.

— Вспомни, что такое “кузовок”. Расскажи. (Дети
выстраивают синонимический ряд: кузовок – короб
– корзиночка – лукошко)

9. Работа в тетради № 1 с. 53 и с текстом
произведения.

Задания № 1 и № 2 выполняются самостоятельно с
последующей проверкой (на экране монитора).
Задание № 3 выполняется в парах и двое у закрытой
доски, проверка фронтальная. № 4 выполняют хорошо
читающие дети, с быстрым темпом работы. Задание №
5 – на дом.

1) Подумай: это произведение – сказка или
рассказ? Запиши ответ.

2) Почему автор называет опенка сиротой? Допиши
предложение.

Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни
картуза.

3) Как автор называет грибы? Соедини —> пары
слов,

деды

отцы

братцы

сестрицы

сыроежки

маслята

подосиновики

боровики

4)* Перечитай отрывок. Впиши пропущенные слова.
Как автор говорит об уважительном отношении
грибников к Опенку. Подчеркни.

Увидели Опенка да так-то обрадовались.

— Ах-ты, милый ! – говорят. — Ах-ты, храбрый
! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас, дожидался.
Спасибо, что в самое ненастное время помог.

5) * Выбери описание одного из грибов. Запиши.

10. Работа в группах.

Рассмотрите иллюстрацию и расскажите, как
герои рассказа относятся к Храброму Опёнку.

Вспомните по тексту, какие изменения
происходят в природе с наступлением холодов?

Просмотр репродукций осенних
пейзажей.

— Какие изменения в природе происходят
в начале, середине и в конце осени?

— Обратите внимание на тона красок,
используемых художниками в разное осеннее время.

— В данных картинах художники по-разному
выразили свое отношение к красоте осенней
природы: солнечной и радостной предстает она
перед нами в картине И. Левитана, грустной и
задумчивой – в картине В. Серова. Картина Исаака
Ильича Левитана “Золотая осень” заключает в
себе образ торжественной, радостной в своем
спокойствии осени, она прославляет родную
природу. Эту картину по праву можно было бы
назвать “справочником русской осени”, художник
неоднократно изображал осень в своих картинах и
этюдах. Простым и привычным кажется нам
левитановский осенний пейзаж. Художник
изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои
воды меж: невысоких берегов. Прохладный день
рождает ощущение бодрости и покоя.

— Чем отличается работа В. А. Серова “Октябрь.
Домотканово” от картины И. И. Левитана “Золотая
осень”? (…)

— Верно. В. А. Серов в своей картине замечательно
передал грустную поэзию осени и задушевную ноту,
которую художник почувствовал в скромном облике
русской деревни.

  • сочинение рассказа об осени со словами
    подсказками;
  • рисование осеннего пейзажа на плакате
    акварелью.

Команды представляют свои работы.

11. Итог урока.

— Понравился ли вам урок и чем? Чему мы сегодня
научились? Как надо собирать грибы? Оценивание
своей работы по “Горке”.

12. Домашнее задание: 1) читать
рассказ; выполнить задание № 5 в Рабочей тетради
по литературному чтению; 2) (по выбору) пересказ
текста от лица главного героя.

Список рекомендуемой литературы для чтения
предоставляется на отдельных листочках каждому
ребенку. Если останется время можно его зачитать.

Первая книга Шима – “Лето на Корбе” – вышла
ещё в начале 1950-х, затем появились “Неслышные
голоса”, “Следы на воде”, “Лесные разговоры”,
“Цветной венок”, “Лесные сказки”, “Стрекоза”,
“Мальчики в лесу”, “Брат и младшая сестра” и
другие. В них он постарался рассказать о своих
многолетних наблюдениях за птицами и зверями, а
заодно “перевести” на человеческий язык их
“беседы”. Вот о чём, по мнению Эдуарда Шима,
могут разговаривать Заяц и Ёжик: “- Ёжик, все
звери весной линяют – и барсуки, и лисицы, и
белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ёжик, в
старой шубе ходишь! — Глупый ты, Заяц… Я не в
старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они
мне и весной, и осенью надобны!” (“Заяц и Ёжик”).

Благодарю вас за проделанную работу,
поблагодарите друг друга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *