vso-mon
Литература

Интегрированный урок по литературе и музыке в 6-м классе по теме Красота природы и правда ее отображения в литературе и музыке

  • Самсонова Елена Леонидовна, учитель русского языка
  • Трубченко Елена Геннадьевна, учитель музыки, педагог-организатор

Цель: показать связь музыки и литературы с
природой, силу музыкального воплощения природы и
правдивого ее отображения в музыкальных и
художественных произведениях.

Задачи:

  • формирование культуры восприятия
    художественного слова;
  • нравственное и эстетическое воспитание;
    приобщение к лирике и музыке.

Оборудование: портрет А.Н.Островского,
портрет Н.А. Римского-Корсакова, репродукции
эскизов декораций и костюмов для постановки
пьесы “Снегурочка”, выполненных В.Васнецовым,
К.Коровиным, И.Левитаном, Н.Рерихом, репродукция
картины В.М.Васнецова “Снегурочка”, В.Г.Перова
“Тающая Снегурочка”.

Музыкальный материал: Ария Снегурочки, Песня
Леля из оперы “Снегурочка” Н. А.
Римского-Корсакова.

ХОД УРОКА

Природа вошла в русское искусство, как
входит она в нашу жизнь, без природы искусство
задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда
подолгу бываем от природы оторваны. Д.
Кабалевский

I. Работа по теме урока.

Учитель музыки. Беседа “Картины природы в
музыке”.

Стихотворение “Музыка” М. Ивенсена читают
наизусть трое учащихся. Это создает атмосферу
доверительной беседы, близкого контактирования
учащихся по вопросам темы, единомыслия и
одинакового положительного отношения к музыке о
природе
.

Музыка

Послушай: музыка вокруг;
Она во всем — в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень — песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пенье,
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье
… Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой. (М. Ивенсен)

— Вспомните музыку, изображавшую картины
природы.

— Какие картины природы вы представляете,
слушая музыку М.П. Мусорского “Рассвет на
Москва-реке”, Э. Грига “Утро”? В чем красота этих
произведений?

Среди всех русских композиторов никто так не
любил природу, никто так хорошо не знал и не
чувствовал её, никто не умел так изумительно
передать её красоту в музыке, как Николай
Андреевич Римский-Корсаков.

— Назовите произведения этого автора, знакомые
вам. О чем они?

II. 1.Рассказ о творчестве
композитора Н. А. Римского-Корсакова.

“В хмурое туманное утро сентября 1862 года из
Кронштадской гавани отплывал корабль “Алмаз”.
На борту его находился девятнадцатилетний
Николай Андреевич Римский-Корсаков”, — так
начинает рассказ о композиторе Р. Барановская.
Несмотря на то, что впереди его ждало много
интересного, на душе молодого моряка было
безрадостно. Незадолго до окончания морского
корпуса он познакомился с молодым композитором,
последователем М.И. Глинки — М.А. Балакиревым и
вошел в кружок под названием “Могучая кучка”.
Это содружество молодых талантливых людей,
которые решили посвятить себя делу создания
русской национальной музыки. Н.А.
Римский-Корсаков начал работать над Первой
симфоний. И вот теперь наступила многолетняя
разлука. Но кругосветное плаванье послужило
композитору источником разнообразных
впечатлений, которые отразились в его
творчестве.

Вслед за Первой симфонией, исполненной в 1865 г.,
появилась симфоническая фантазия “Садко”, а
затем и первая опера “Псковитянка”. В 1880 г. он
пишет весеннюю сказку “Снегурочка”.

В историю мировой музыкальной культуры он
вошел как былинный сказитель, летописец и
музыкальный сказочник. “В сущности, мой род — это
сказка, былина, и, непременно, русские”, — говорил
про себя композитор.

Среди 15 опер Н.А. Римского-Корсакова девять
написаны на сюжеты русских сказок и легенд
(“Ночь перед Рождеством”, “Садко”, “Сказка о
царе Салтане”). Некоторые из них имеют
политический смысл: “Кощей Бессмертный”,
“Золотой Петушок”. В них — едкая ирония, смелый
протест против зла и насилия.

На нашем уроке речь пойдет об опере
“Снегурочка”.

Представьте себе. Полночь. Понурый лес окоченел
от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели
окутаны снегом. Под Красной горкой — скованная
льдом река. За рекой — Берендеев посад.

А теперь закройте глаза и вслушайтесь в мои
слова.

“…Легкое, прозрачное звучание струнных как
дрожание холодного воздуха. Настороженно, сурово
вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел
кларнет. Гобой изобразил крик петуха, а в ответ
тот же напев повторил английский рожок…” (И.
Котмина. “Весенняя сказка”.)

— Представили? Можете нарисовать мысленно
картину?

“Это именно весенняя сказка — со всей красотой,
поэзией весны, всей теплотой, всем
благоуханием”, — писал об опере композитор А.П.
Бородин.

Сам автор оперы вспоминал о ней так: “Не было
для меня на свете лучшего сюжета, чем
“Снегурочка”. Ни одно сочинение до сих пор не
давалось мне с такой легкостью и скоростью, как
“Снегурочка”.

Всего два с половиной месяца потребовалось
композитору для написания этой оперы.

2. Учитель литературы.

— Расскажите, когда и кем была написана сказка
“Снегурочка” и о чём она?

Сообщение учащегося.

В 1873 году была написана пьеса, занимающая среди
произведений Островского особое положение:
драматическая сказка в стихах “Снегурочка” —
одно из замечательнейших созданий русской
поэзии. “Действие происходит в стране берендеев,
в доисторическое время, — такова первая ремарка
“Снегурочки”, “весенней сказки в четырёх
действиях с прологом”. Эта пьеса логически
связана с философскими поисками Островского. В
“Снегурочке” драматург символически
формулирует свою философию человека, философию
жизни, философию любви.

Это не комедия, не драма, а именно сказка,
старинная легенда о сказочной девушке, которая
не знала любви.

Снегурочка:

Моя беда, что ласки нет во мне.
Толкуют все, что есть любовь на свете,
Что девушке любви не миновать;
А я любви не знаю; что за слово
Сердечный друг и что такое милый,
Не ведаю. И слёзы при разлуке,
И радости при встрече с милым другом
У девушек видала я; откуда ж
Берут они и смех и слёзы, — право,
Додуматься Снегурочка не может.

Потом Снегурочка полюбила всем сердцем и
погибла. Это – своеобразная поэма для театра, где
не всегда ясно, что сказано всерьёз, а где автор
лукавит. Здесь придумано всё, кроме человеческих
страстей, которые не могут не трогать. Любит – не
любит, выберет – не выберет, разгадывают
простодушные берендеи желания дочери Мороза и
Весны – Снегурочки. Она не умеет любить и не
хочет никого выбирать. Все окружающие Снегурочку
люди затронуты чувством : подружка Купава,
музыкант Лель, благородный Мизгирь. Снегурочке
тайна этих чувств незнакома. Но она любопытна…

Учитель литературы:

Впервые “Снегурочка” была опубликована в
журнале “Вестник Европы”, 1873, № 9. Сразу за
публикацией композитор Римский-Корсаков
попросил у Островского разрешения использовать
пьесу для оперы, сам составил либретто, которое
драматург одобрил. Сюжет “Снегурочки” давал
композитору возможность воспеть жизнь народа,
протекающую просто, бесхитростно, в согласии с
природой, отобразить его быт, красочные обряды.

3. Учитель музыки.

Действие оперы происходит в выдуманном царстве
берендеев, где господствуют только добро и
справедливость. Композитор с необычайным
мастерством передает старинные обычаи и обряды,
картины народного быта. Сказочные персонажи
оперы — царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь,
Снегурочка, Весна, Мороз и другие — наделены
человеческими чертами. В музыке оперы звучит
тонкая гамма природы с её шумами, звонами,
песнями, которая передана в наигрышах пастухов. В
ариях и песнях выразительно слышен отголосок
русских народных песен,

— Послушайте Арию Снегурочки из оперы
“Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова.

— Что манит её к людям? Какая она?

4. Слушание Арии Снегурочки.

5. Музыкальная характеристика Арии
Снегурочки.

— О чем поёт Снегурочка? Что манит её к людям?
(Людские песни, человеческие радости)

Я прочитаю текст, а вы внимательно вслушайтесь
в его поэтическое звучание.

Мысленно напойте арию вокализом.
Охарактеризуйте её мелодию.

Как называется форма, в которой написана ария?
Охарактеризуйте музыку I части, я напомню её.

6. Повторное слушание с последующим анализом.

— Звучание каких инструментов переплетается с
легкими, грациозными переливами голоса?

— Что напоминает вам мелодия средней части?

— Охарактеризуйте музыкальный образ
Снегурочки.

И вот слушает она “людские песни”, пытается
войти в человеческую жизнь. В песне пастушка Леля
слышит она призыв к веселой, счастливой,
незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни.

7. Учитель литературы.

— Расскажите, кто такой Лель.

Лель:

Не мне
Великий царь, а Солнцу подобает
Такая честь. Лелеяло измлада
Оно меня – учило песни петь;
Его тепло в речах моих, — и слушать
Охотятся девицы речи Леля.
Тепло его в крови моей и в сердце,
И теплится в лице румянцем смуглым,
И светится весенней сладкой негой
Из глаз моих.

8. Учитель музыки. А теперь послушаем
песню Леля. Скажите, музыка выразительная или
изобразительная.

Вечер перед Ярилиным днем. На поляне юноши и
девчата водят хороводы. И вот запел пастух Лель:
“Туча со громом сговаривалась: “Ты греми, гром, а
я дождь разолью”.

Слушание и анализ “Песни Леля”.

Песня Леля построена в куплетно-вариационной
форме. Она начинается пастушьим наигрышем
кларнета, на его фоне возникает широкая мелодия.

— Вы обратили внимание на народно-песенную
основу мелодии и изобразительные детали (рокот
литавр в начале, пиццикато у скрипок) в
сопровождении? Что они передают? Какой
деревянный духовой инструмент подражает
наигрышу пастушьего рожка?

— Как исполняется куплет? Какая часть его
требует большей певучести, широкого, величавого
звучания? Какая часть должна быть веселого,
легкого исполнения? Какая часть соединяет в себе
широту и певучесть с легким, бодрым звучанием?

В песне Леля удивительным образом сочетается
простота, почти наивность, с огромным
музыкальным богатством. Причина этого кроется,
видимо, в том, что Римский-Корсаков объединил
очень выразительную и увлекательно
развивающуюся мелодию народно-песенного склада
с двумя яркими изобразительными моментами:
раскаты грома и наигрыш пастушьей свирели.

9. Краткий пересказ концовки оперы и пьесы.

Сравните Снегурочку в I действии и в конце
оперы. Что произошло в ней? Какие чувства
переполняют ее? Как это изображается в музыке?

Ученица: …С приходом весны в царстве
берендеев царят радость и веселье. Только
Снегурочке чего-то не хватает, что-то ее мучает,
не дает быть счастливой. Ей грустно, она идет к
матери Весне, просит сердечной теплоты,
человеческих чувств. Мать Весна надевает ей
венок, и перед Снегурочкой открывается чудесный,
неизвестный до этого времени мир. Она, холодное
дитя природы, вдруг счастливая. Она полюбила
Мизгиря.

Царь Берендей благословляет молодые брачные
пары, среди которых Снегурочка и Мизгирь. Всходит
Ярило-солнце. Его луч падает на Снегурочку. Она
начинает таять. Но, даже чувствуя близкую смерть,
Снегурочка благодарит мать за дар любви.

Учитель музыки: Сцена расставания Снегурочки
— один из трогательнейших эпизодов в мировой
оперной литературе.

Сейчас вы её услышите. Обратите внимание на то,
как звучит голос Снегурочки в сцене таяния. Как
звучит оркестр? Какое выразительное значение
имеет его сопровождение?

10. Слушание сцены таяния Снегурочки.

Вопросы о музыкальной изобразительности
сцены:

— Какое впечатление произвела на вас сцена
расставания Снегурочки? Какие чувства
Снегурочки выражены в её прощании с жизнью?

Почему Снегурочка выбирает любовь, а не
жизнь? (Снегурочка понимает, что, познав любовь,
она погибнет. Но она также понимает, что жить без
любви больше не сможет. Её любовь может заменить
целую жизнь)

Как можно объяснить решение Весны дать
дочери любовь, обрекая её тем самым на погибель? (Дар
Весны – это закон природы: “Всё живое любить
должно”. Любовь для Снегурочки – не погибель, а
обретение жизни)

— Как восприняли финал любви Снегурочки и
Мизгиря берендеи?

— Как вы восприняли смерть Снегурочки?

— В чем сила нравственной красоты её?

— Какие изобразительные интонации вы услышали в
этой сцене, с чем они связаны?

Учитель подводит итог сказанному.

Трогательное прощание с жизнью, восхищение
этой жизнью. Едва слышны слова жителей
Берендеева царства, пораженных исчезновением
Снегурочки. Нежное журчание арфы (словно ручеек
остался от Снегурочки).

— Как вы думаете, что лежит в основе жизни
берендеев? Чему учит нас опера и пьеса? В чем
красота и правда её? (Печальный финал любви
Снегурочки берендеи не восприняли как трагедию.
Берендеи поняли, что жить без любви невозможно.
Живя в полном согласии с природой, нужно
понимать, что смерть Снегурочки закономерна, так
как снег весной тает, но при этом он питает новую
жизнь, затем вырастают растения, которые, чтобы
принести плоды должны умереть и так далее.

Опера и пьеса “Снегурочка” учит нас
любоваться красотой природы, красотой песен,
красотой человеческих чувств. И не только
любоваться, но и беречь природу, песни и добрые,
человеческие чувства.)

III. Итоги урока.

— В чем сила музыки Н. А. Римского-Корсакова?

а) В правдивом показе нравственной красоты
жизни?

б) В мастерстве композитора?

в) В единстве жизненной красоты и мастерства
композитора?

— В чём сила пьесы А.Н.Островского?

— Что вам больше понравилось: пьеса или опера?

— Удалось ли композитору передать то
настроение, которое выражает автор пьесы?

— Совпадают ли поэтическое и музыкальное
произведения по чувству, эмоциональному настрою?

— Какое впечатление произвело произведение, что
в нём особенно запомнилось?

IV. Домашнее задание.

Нарисовать эскизы к костюмам героев пьесы.

— Выучить отрывок из пьесы.

— Написать сочинение-миниатюру на тему: “Образ
понравившегося героя”.

Приложение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *