vso-mon
Литература

Использование интерактивных игр в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Опыт работы

  • Сафиулина Альбина Викторовна, педагог дополнительного образования

Введение

Одним из древнейших средств воспитания,
обучения и развития учащихся является игра. Она
является важнейшим способом накопленного опыта
от старшего поколения к младшему. С её помощью
можно моделировать жизненные и учебные
проблемные ситуации. В процессе игры учащиеся
используют, прежде всего, свой личный опыт, а
также свои представления об опыте
разыгрываемого героя, т.е. через подражание
формируется своеобразная цепочка действий. В
ходе игры учащиеся не копируют своего героя, а
подражают ему. Включение игры в учебный процесс
заметно повышает интерес к учебному предмету,
создаёт ситуации, наполненные эмоциональными
переживаниями, стимулирует деятельность
учащихся. В игре проявляются многие качества
личности. Игра — это бодрость радостное
самочувствие, активный жизненный тонус,
интуиция, импровизация, воображение,
эмоциональность, символизм, отстранённость.

Актуальность педагогического опыта.

Данная тема в последнее время становится
наиболее актуальна. Она отражает особое
отношение ребёнка к окружающему миру, развивает
способность добиваться поставленной цели в игре,
развивать чувство предприимчивости. Игра, будучи
результатом общественной деятельности детей,
определяет характер, складывающиеся в процессе
развития ребёнка, влияет на выбор формы группы,
объединения. Основная цель – посредствам игры
развивать в детях потребность в усвоении нового
материала; сформировать познавательный интерес
к животным и растениям и потребность в общении с
ними; привить любовь к животным, пробудить
интерес к объектам окружающей среды, научиться
приносить пользу людям, растениям и животным.

Задачи:

  • Расширить представление учащихся о животных,
    обитающих в живом уголке, лесу, домашних
    животных, зоопарка.
  • Раскрыть особенности внешнего строения,
    движения, питания.
  • Продолжить формирование умения рассказать тех
    или иных животных на рисунках, таблицах,
    фотографиях.
  • уметь имитировать животных изображать жестами,
    звуками.
  • Продолжить отработку умений сравнить тех или
    иных животных и растения.
  • Продолжить развития знаний о среде обитания, о
    пищевых связях, о том, как влияет на них человек.
  • Обобщить знания о средах обитания животных и
    растений об экологических фактах, о
    приспособленности к факторам среды.
  • Пробуждать и развивать чувства ребёнка,
    знакомить с окружающим миром через чувственно
    эмоциональное воспитание, способность освоению
    элементарных практических навыков и правил
    поведения во время прогулок и экскурсий в
    природу.

Описание передового педагогического
опыта, его сущность.

За долгие годы работы в системе
дополнительного образования я поняла, что дети
гораздо быстрее усваивают знания, если занятия
проходят в атмосфере радости. Именно такую
атмосферу помогают создать приёмы, которые я
использую на своих занятиях. Мною разработана
система обучения, которая объединяет все игры в
единое целое и называется это “поток познания”.
Используя идеи “потока познания” в работе, на
собственном опыте убедилось, какие прекрасные
результаты они дают. Я одна из первых в центре
детского творчества стала использовать на своих
занятиях интерактивные игры. Это активные методы
обучения – т.е. дискуссии, ролевые и имитационные
игры, позволяющие детей погрузить в активное
обучение, где они проявляют свою сущность и могут
взаимодействовать с другими детьми. Необходимо
взаимодействие в системах “ учитель-ученик” и “
ученик-ученик”.

Интерактивные игры помогают учащимся

  1. Лучше развить опыт
    1. взаимодействия с окружающей средой,
    2. взаимодействие с другими детьми
  2. Осознание взаимосвязи между природой,
    обществом.
  3. Личные качества самооценка, уверенность в себе,
    ответственность.
  4. Умения работать в коллективе предвидение
    последствий.
  5. Мотивация к познанию окружающей среды к
    взаимодействию с другими детьми к сохранению
    окружающей среды.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправлении поведения.

Игра выполняет следующие функции:

  • развлекательная (воодушевить, развлечь,
    доставить удовольствие)
  • коммуникативная (позволяет общаться с куклой,
    например)
  • самореализации (дети с физическими
    отклонениями) (полигон в человеческой практике).
  • терапевтическая (помогает преодолеть трудности
    в различных видах деятельности ).
  • диагностическая (отклонение от нормативного
    поведения) Ребёнок в игре раскован, раскрыт. Он
    может себя проявить.
  • коррекции (внесение позитивных изменений в
    структуру позитивных показателей).
  • межнациональные коммуникации.
  • социализация (усвоение норм человеческого
    общения.

В игровой технологии выделяют следующие
компоненты:


Компонент игровой технологииСтруктурные элементы игры
МотивационныйУстановочный элемент игровая
ситуация
Ориентационно-целевойЗадачи игры
Содержательно- операционныйПравило игры игровые действия
Ценностно-волевойИгровые состояния
ОценочныйРезультат игры

Установка на игру обычно даётся в
увлекательной форме, иногда с использованием
рисунков, картинок, фотографий, видеофильмов.
Например: “ Давайте представим, что наша
экологическая экспедиция оказалось высоко в
горах Саянского хребта”. Этот установочный
элемент игры позволяет вести учащихся в игровую
ситуацию. Нередко стоит учителю сказать
“представьте, что….” Или “ как будто бы …..”,
как учащиеся начинают входить в игру.

Успех любой игры зависит от её организации. Она
состоит из трёх этапов:

1. Подготовительный

2. Проведение игры

3. Подведение итогов игры.

Игры, используемые на занятиях, создают
волшебную атмосферу всеобщего веселья. Игры
помогают лучше узнать и полюбить природу,
научиться испытывать вдохновение от общения с её
творениями. Веселье игры и задания зарезают
энергией, дети испытывают радость – значит цель
достигнута. Игры я использую в самых различных
ситуациях с детьми самых разных возрастов и
социальных групп.

Приступая к занятию, нужно сразу почувствовать
настроение учеников: есть ли у них желание узнать
что-то новое, или, наоборот, они утомлены и ничем
не интересуются. Именно работа по методике “
потока познания” помогает мне уловить
настроение группы целенаправленно создать
атмосферу радости, которая поможет насладиться
общением с природой, получить заряд жизненной
энергии. Я частично использую во время занятий
игры, приведенные в книге Джозефа Корнелла
“Детям о природе”. В ней подробно описан поток
познания и делится он на 4 стадии:

  • 1 — пробуждение энтузиазма
  • 2 — концентрация внимания
  • 3 — приобретение опыта
  • 4 — рассказ о своих чувствах.

Так я работаю с детьми начальных классов, то,
естественно, энергия у них бьёт ключом. Нужно
уметь их направить в нужное русло. После того, как
я завладею вниманием ребят, предложив им
несколько подвижных игр, можно регулировать
накал веселья с помощью заданий, которые требуют
сосредоточение внимания и мышления. Как только
дети поймут, что им с педагогом весело, то они с
нетерпением будут ждать, что им ещё предложат.
Веселые игры решают проблемы с дисциплиной, дети
с головой погружаются в веселье, и у них просто не
остаётся времени на непослушание.

В процессе игры необходимо создать условия,
способствующие активному вниманию всех учащихся
в общеобразовательную деятельность. Для этого
необходимо:

  • Создать атмосферу к сотрудничеству
  • Создать благоприятный эмоциональный фон
  • Учесть индивидуальные мнения учащихся
  • Опора на групповой опыт
  • Свободный выбор личных решений
  • Обязательная активность учащихся
  • Получение знаний через прямой опыт обучаемых
  • Использование социального моделирования, т.е.
    проигрывания ситуаций, возникающих в группе.

Функция учителя в интерактивных играх:

  • инструктирующая
  • оценочная
  • тренерская
  • руководящая

Педагогическая технология.

Сущность технологий.

Основными принципами является:

— опора на психологические особенности
учащихся “эмоциональность, значимость
собственных чувств и ощущений для ориентации в
мире”.

— непрерывное расширение диапазона чувств
ребёнка.

— создание и поддержание атмосферы творчества
на занятиях.

— реализация потребности ребёнка в развитии.

Следование этим принципам определяет
особенности построения учебно-воспитательного
процесса:

  1. Организация занятий преимущественно в форме
    игры.
  2. Широкое использование на занятиях сказок,
    стихов, загадок, потешек, былин, легенд, музыки.
  3. Организация практически на каждом занятии
    творческой деятельности учащихся, в процессе
    которой дети могли бы выразить свои впечатления,
    настроения, чувства, отношение к кому-либо или
    чему-либо, а также применить полученные на
    занятиях знания.
  4. Общение педагога с ребёнком на позиции
    “личность-личность”.

В результате 3-летнего обучения по данной
программе у детей формируется достаточно
устойчивый интерес к познанию природы и
потребность в общении с ней, а также развивается
потребность в творческом самовыражении.

1. Работа с детьми начинается с диагностики
проявления интереса к природе (положительного и
отрицательного) для определения дальнейшего
пути работы с каждым конкретным ребёнком.

Диагностика может быть проведена путём
организации наблюдений за общением ребёнка с
обитателями живого уголка. Во время наблюдений
можно выявить страх ребенка перед природными
объектами, агрессию по отношению к ним и т.д.

2. Если ребёнок проявил негативное отношение к
природным объектам, необходима коррекция такого
отношения .

Коррекция в первую очередь заключается в
развитии у ребёнка первого чувства принятия себя
в предоставлении ему возможности почувствовать
любовь других к тебе через доверительный,
спокойный стиль общение педагога с детьми. Чаще
всего негативное отношение ребёнка к природным
объектам – это проекция отношения окружающих к
этому ребёнку ( родителей или других взрослых).

3. Развитие и поддержание у ребёнка
эмоционального интереса к природе. На этом этапе
необходимо наиболее полно воздействовать
эмоционально- чувственную сферу ребёнка через
использование на занятиях музыкальных
сопровождений, художественных произведений о
природе, мультфильмов. На этом этапе происходит
формирование дружного детского коллектива, что
совершено необходимо для успешных занятий.

4.Основной целью следующего этапа являются “
развитие познавательного интереса к природе”.
Познавательный материал должен подноситься
детям в яркой, интересной форме. Максимально
привлекается фантазия ребенка, дети на ряду с
педагогом являются полноправными
“создателями” занятья, их интересные идеи,
предложения могут изменять форму и даже ход
занятия.

5. На этом этапе формируется потребность в
общении с природой. Происходит обращение в
равной мере к чувствам и интеллекту ребенка.
Используется преимущественно такая форма
занятий как путешествие, включающая в себя
элементы театрализации, сюжетно-ролевой игры,
творческой деятельности, а также “мозгового
штурма” при решении проблемных вопросов. На этом
этапе активизируется стремление ребенка
делиться своими знаниями с окружающими:
родителями, друзьями.

6. В результате работы с детьми формируется
достаточно прочная база для дальнейшего
экологического воспитания и образования
ребенка, которое должно быть продолжено в школе в
средних и старших классах.

Логика технологических действий.

1. Диагностика.

2. Коррекция.

3. Активизация неосознанной тяги к природе.

4. Развитие познавательного интереса к природе.

5. Формирование потребности в общении с
природой.

6. Познавательный интерес к природе,
потребность в общении с ней.

Игре присущи такие черты:

1. Свободная развивающая деятельность.

2. Творческий характер (импровизация)

3. Эмоциональная приподнятость.

4. Наличие правил содержания игры,
последовательность её развития.

В структуру игры входят:

— роли, взятые на себя играющими.

— игровые действия как средство реализации этих
ролей.

— реальные отношения между играющими.

— сюжет (содержание игры)

— область действительности, условно
воспроизводимая в игре.

Средство реализации.

  • Через формы обучения:
  • Лабораторная работа
  • Обобщающий урок.
  • КВН.
  • Поле чудес.
  • Урок-игра.
  • Урок-путешествие.
  • Урок-соревнование.
  • Урок-викторина.
  • Что? Где? Когда?

Преобладающие виды деятельности – учебная и
трудовая.

Цель учебной игры

  • проверить уровень полученных знаний (экзамен).
  • стимулировать самостоятельное изучение
    материала (итог самостоятельной работы)

Регулярное успешное проведение игр даёт не
только множество дополнительных знаний но и учит
самостоятельно их добывать. Учить детей без
развития невозможно.

Развивающие цели интерактивных игр:

а) развивать логическое мышление.

Б) сообразительность.

В) коммуникабельность.

В случае успешного решения этих задач участие
детей в игре позволит им приобрести опыт:

— публичных выступлений

— ведение дискуссий.

— поведения личности и команды в меняющихся
условиях.

Знания.

— о средах обитания.

— о разнообразии местообитаний живых существ.

— о разнообразии экосистем своей местности.

— о смене времён года.

— о значении факторов неживой природы в жизни
организмов.

— простейшие правила гигиены и закаливания
организма.

— правила поведения в живом уголке, в природе.

Умения.

— различать основные растения и животные
изучаемых природных сообществ своей местности.

— применять полученные знания при обращении с
живыми существами.

— наблюдать за объектами живой и неживой
природы.

— оформлять результаты наблюдений и делать
выводы.

— строить сети пищевых отношений среди наиболее
распространённых организмов своей местности.

— описывать природные объекты и явления
природы.

— уметь выращивать комнатные растения и зелёные
культуры для животных живого уголка.

— изготавливать кормушки для птиц.

— очищать территорию своей усадьбы, школьный
участок.

— бережно относится к природе, уметь определить
вариант личного участия в охране природы,
рационально использовать природные ресурсы.

— использовать навыки культурного поведения,
меры предосторожности в природе.

— знать простейшие обряды народной культуры.

— пропагандировать фольклорно экологические
знания о природе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *