vso-mon
Литература

Музыкально-литературная композиция Великая песнь великой страны для старшего дошкольного возраста

  • Данилко Елена Михайловна, музыкальный руководитель
  • Коломийченко Нина Ивановна, музыкальный руководитель

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

  • Формировать представления детей о
    происхождении и истории российского гимна.
  • Продолжать учить детей исполнять песни, точно
    интонируя, выражая свое эмоциональное отношение
    к их содержанию.
  • Формировать умение детей выделять
    выразительные средства, которыми композитор
    передает характер музыкального произведения.
  • Воспитывать уважительное отношение к
    государственному гимну России.
  • Воспитывать чувства патриотизма, любви к
    России, гордости за родное отечество через
    художественные и музыкальные произведения,
    воспевающие красоту и могущество России.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  • Разучивание стихов и песен о России, родном
    крае.
  • Экскурсия в городской краеведческий музей,
    детскую библиотеку.
  • Беседа о государственной символике Российской
    Федерации.

Материал и оборудование:

  1. музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон;
  2. аудио и видеозаписи с отрывками музыкальных
    произведений, гимна России.

Ход гостиной

Ведущий. (На фоне мелодии песни о
России.)

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля,
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья,
Это русская сторонка,
Это Родина моя!

Необозримая ширь полей, звон колосьев тугих,
разливы могучих рек, степей необъятный простор.
Это – Россия. Ты смотришь в спокойное небо,
бредешь лесными тропами, сидишь у прохладной
реки. Это – Россия. Ты видишь сотни радостных
глаз, блеск и звон куполов над храмами, слышишь,
как льется песня над просторами. И это тоже –
Россия.

Песня “Край родной” Е. Гомонова.

Ведущий: Сегодня мы еще раз поговорим о Родине,
о России, о ее необъятных просторах, воспетых в
стихах, песнях. А что значит Россия? Об этом мы
узнаем из стихотворения “Что значит Россия”
(автор Чегринец Т.С.).

Что значит Россия? Поля и луга,
Лесные просторы, озера, река,
Огромное солнце и небо вокруг,
Дожди проливные и радуги круг,
Тропинка у дома, сирень у окна,
И песнь соловьиная в роще слышна.

Что значит Россия? Цветочный ковер,
Покрывший бескрайний зеленый простор,
Жужжание пчелки, полет мотылька,
В овраге журчание ручейка,
Подсолнухи — добрые солнца глаза,
А рядом в цветке егоза-стрекоза.

Что значит Россия? Сады все в цвету,
Веселые песни лягушек в пруду,
Березок-красавиц большой хоровод,
В лесу неустанный кукушечий счет,
Ягод поспевающих дивный аромат,
Грибов в красных шляпках под елью отряд.

Что значит Россия? Огромный Ямал,
Который родным мне с рождения стал,
Снега и метели, мороз и ветра,
Оленей несущихся быстро, стада,
Сияний полярных в пол неба разлив,
Легенды и были озер голубых.
Мой маленький город, мой двор и друзья –
Все это Россия, родная земля.

Ведущий: Что же такое для человека
Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в
которой живет, дом, где родился, березку у родного
порога, место, где жили его предки? Наверное, все
это и есть Родина, то есть родное место. Давайте
послушаем стихотворение Е. Синицын “Берегите
Россию”.

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее, тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе.
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.

Исполняется песня “Моя Россия” Г.Струве.

Ведущий: Во всем мире люди обращают
свои взоры к государственным символам своей
страны. Происходит это потому, что эти символы
как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за
вами — ваша страна. А люди знают, что у их страны
многовековая и славная история. Они знают, что их
предки под этими знаменами, гербами выстояли в
самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки,
значит, и они выстоят. И душа наполняется
гордостью за свое Отечество. Человек гордится
Родиной — значит, готов помогать ей, защищать ее.

На протяжении всемирной истории все
государства имели свои символы. Но исторически
сложилось так, что государство имеет три
основных символа — Государственный Флаг,
Государственный Герб и Государственный Гимн.
Поэтому эти символы называются
государственными.

А сегодня мы поговорим о самой главной песни
нашего государства — Гимне. Гимн — это
торжественная песнь. Гимны бывают
государственные, религиозные, военные, их
сочиняют в честь каких-либо значительных
событий. Само слово “ гимн” греческого
происхождения. Еще в глубокой древности так
назывались песнопения, прославлявшие богов и
героев. Шли века, и хвалебные песни изменялись.
Все чаще их содержанием становилось воспевание
благородной и возвышенной идеи. В России долго не
было своего гимна. И только в 1833 году по указанию
императора Николая I композитор Львов и поэт
Жуковский написали гимн “Боже, царя храни”,
который являлся таковым до 1917 года. Послушайте
отрывок первого гимна в исполнении камерного
хора (слушание).

  • Какая музыка по характеру?
  • Что хочется делать, слушая этот гимн?

Ведущий: А великий русский композитор
М.И.Глинка написал оперу “Иван Сусанин” в этой
опере звучит величественный гимн “Славься”.
Давайте послушаем отрывок в исполнении взрослых
и ансамбля ударных инструментов детей (слушание).

Но время не стояло на месте. Изменялась наша
страна, она стала называться — Союз Советских
Социалистических Республик. Государство
объединило людей разных национальностей,
говорящих на разных языках. В его состав вошли 15
братских республик: Украина, Белоруссия,
Казахстан, Узбекистан и многие другие. В это
время появился новый гимн. Гимн композитора
А.В.Александрова на слова С.Михалкова и Г.Эль —
Регистана объединял людей всех этих республик,
символизировал их дружбу (слушание гимна СССР).

В настоящее время мы живем с вами в новом
государстве, которое называется Россия.
Изменилось государство, произошли изменения в
его гимне. Написать слова гимна – дело очень
ответственное и важное. Многие поэты, писатели
принимали участие в конкурсе написания текста
для гимна. Творческая комиссия выбрала текст
С.Михалкова, а музыка осталась прежняя —
А.В.Александрова. Современный гимн был принят в
декабре 2000 года.

  • Где вы слышали исполнение гимна?
  • Как ведут себя во время исполнения гимна?

Показ видеоряда: вручение наград ученым,
спортсменам, деятелям культуры, принятие присяги
молодыми воинами.

Ведущий: Звучанием гимна начинается и
завершается день нашей Родины. Вслед за
последним ударом Кремлевских курантов звучит
величавая и торжественная мелодия – гимн России.
Давайте и мы, как настоящие граждане России,
послушаем Российский гимн стоя. (Слушание).

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Г.А. Лапшина “Календарные и народные праздники
    в детском саду” Издательство “Учитель”,
    Волгоград, 2001 г.
  2. Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова, А.С. Петелин
    “Праздники и развлечения в детском саду”,
    Москва “Вако”, 2004 г.
  3. М.А. Бесова “Шутки, игры, песни соберут вместе”,
    Ярославль “Академия, К”, 2000 г.
  4. М.П. Голованова “Герб. Флаг. Гимн России”,
    Москва “РОСМЭН”, 2003 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *