Порядок синтаксического разбора словосочетания и предложения

  • Циркина Галина Егоровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о словосочетании и простом предложении;
  • закрепить знания об отличительных особенностях словосочетания и простого предложения;
  • совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику;
  • совершенствовать умение разграничивать виды подчинительной связи в словосочетании и предложении;
  • развивать и совершенствовать речевые умения, лингвистически грамотно составлять словосочетания и предложения, учитывая такое языковое явление, как лексическая сочетаемость;
  • развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию учащихся;
  • совершенствовать правописные навыки.

Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-справочник, раздаточный материал, мультимедийная установка, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Выборочная проверка домашнего упражнения № 84 с привлечением теоретических знаний.

III. Новый материал.

1. Синтаксический разбор предложения. (С использованием интерактивной доски).

Молчаливые грачи, затянутые в блестящее оперенье, важно и качко расхаживали по дороге.

Какие виды связи в словосочетании вам известны?

2. Выписать из предложения по одному словосочетанию на каждый вид связи.

Указать, в чем согласуется главное и зависимое слово, каким падежом управляет главное слово, какая часть речи примыкает?

3. Проверка.

4. Слово учителя.

Все виды подчинительной связи есть и в этом предложении, так как эти словосочетания входят в состав данного предложения. Но мы говорили, что виды связи в предложении намного богаче.

Не обнаружили ли вы ещё каких связей в предложении? (Качко и важно сочинительная связь).

5. Синтаксический разбор словосочетания “в блестящем сиянии”. (Один ученик у доски, остальные в тетради).

6. Самостоятельная работа по вариантам.

Произвести синтаксический разбор словосочетания.

1 в. 2 в.

Расхаживать по дороге расхаживали важно

7. Проверка.

8. Работа с раздаточным материалом.

Выписать сначала словосочетания, затем предложения. В словосочетаниях указать вид связи и главное слово.

Темная ночь, наступила осень, привет от сестры, читать книгу, доносится шум, приехать издалека, шум леса, падает снег, весна шумна, приближение зимы, льет дождь, чтение книги, шумит лес, проливной дождь, зима приближается.

9. Проверка.

Словосочетания: темная ночь, привет от сестры, читать книгу, приехать издалека, шум леса, приближение зимы, чтение книги, проливной дождь.

Предложения: наступила осень, доносится шум, падает снег, весна шумна, льет дождь, шумит лес, зима приближается.

10. “Пятый лишний”.

1) Горький на вкус, глубокий по содержанию, высокий ростом, полка для книг, богатый пшеницей.

2) Решать задачу, верить в победу, бегать быстро, нарушение правил, надеяться на успех.

3) Платье в горошек, портфель из кожи, печальное известие, листья на дорожке, шкаф для одежды.

4) Осенний лес, поляна в лесу, берег реки, гаснет свет, алеет на востоке.

11. Проверка.

1) Полка для книг. Главное слово – существительное, в остальных словосочетаниях – прилагательное.

2) Бегать быстро. Связь между словами – примыкание. В остальных словосочетаниях – управление.

3) Листья на дорожке. У всех словосочетаний грамматическое значение – предмет и его признак, а у этого – предмет и место, где он находится.

4) Гаснет свет. Это грамматическая основа, а остальные выражения – словосочетания.

12. Записать словосочетания, исправив ошибки.

Описывать о происшествии, тормозить работе, пренебречь совет, успокоиться достигнутым, разочароваться другом, жертвовать всё, уверенность в победу, делиться о переживаниях, со всеми грубит, оплатил за покупку, описал о природе.

13. Проверка.

Описывать происшествие, тормозить в работе, пренебречь советом, успокоиться на достигнутом, разочароваться в друге, жертвовать всем, уверенность в победе, делиться переживаниями, всем грубит, оплатил покупку, описал природу.

14. Домашнее задание. Стр. 43-44, 56, упр. 85.

15. Письменная работа с творческим заданием.

Составить и записать предложения, поставив слова в нужной форме. Указать в каждом предложении грамматическую основу.

Голубиный, почта.

Птица, умный, голубь. Забывать, они, дом, даль, любой, гнездо, в, прилететь, никогда, не, свой, из, свой.

Почта, это, придумать, и, люди, голубиный, давно, заметить.

Почти, путь, лететь, в, не, домой, голубь, останавливаться, и. Не, бывать, он, что, возвращаться, но, и. Человек, подстрелить, или, сокол, грудь, недобрый, в, он, путь, сшибить, это.

16. Проверка.

Голубиная почта.

Голуби – умные птицы. Они никогда не забывают своего дома, из любой дали прилетят в свое гнездо.

Люди давно это заметили и придумали голубиную почту.

Голубь летит домой и почти не останавливается в пути. Но бывает, что он и не возвращается. Это в пути его подстрелил недобрый человек или сшиб грудью сокол.

IV. Вывод по уроку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

97 − = 92