Программа интегрированного курса Литература и изобразительное искусство 8-й класс

  • Перфильева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы
  • Притолюк Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Цель:

– формирование и развитие художественной культуры личности на основе гуманистических ценностей средствами отечественной литературы и искусства; – развитие творческой индивидуальности.

Задачи программы:

– воспитывать чувство причастности к судьбе отечественной литературы и художественному наследию; – формировать компетентность учащихся в умении анализировать произведения различных видов и жанров литературы и изобразительного искусства; опыта собственной художественно-творческой деятельности; – развивать творческий потенциал в процессе освоения образного языка искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных техниках.

Результат.

В результате изучения курса “Литература и изобразительное искусство” 8 класс учащиеся должны

знать:

– исторический и бытовой жанр, портрет; – особенности аллегорического и символического изображения в искусстве; – основные течения в литературе и изобразительном искусстве 18–20 вв; для которых свойственно активное взаимопроникновение выразительных средств разных видов искусства, синтез искусств;

уметь:

– анализировать произведения разных видов искусств, обосновывать свои суждения: – определять к какому направлению относится то или иное произведение искусства; – изображать человека по представлению, выполнять многофигурные композиции с передачей движения фигур или групповой портрет; – передавать эмоциональное отношение к изображаемому в своих творческих работах; – свободно выбирать и пользоваться разными художественными материалами; – проявлять компетентность зрителя, умение убедительно высказывать свои суждения о духовно-нравственном содержании, художественной выразительности замысла художника. – выполнять иллюстрации к литературным произведениям в различных техниках (миниатюра, акварель, пастель, графика).

Введение.

Урок № 1. Литература и изобразительное искусство. Значимость художественной литературы в жизни человека, ее место среди других видов искусства, в том числе изобразительного. Художественный образ и его воплощение в живописи. Словесный образ – картина – образ, созданная с помощью творческого воображения.

Блок 1.

Урок № 2. Устное народное творчество и изобразительное искусство. Русская старина. Древние корни народного творчества. Песни, частушки и предания. Использование данных жанров в литературе и изобразительном искусстве.

Урок № 3. Гравюра на меди. Раскрашенная литография. Обрядовая поэтика в живописи. Историческая песня, ее особенности.

Урок № 4. Воплощение национального характера, отношение народа к Пугачеву; литературные приемы и изобрази тельные средства, помогающие народным художникам передавать различные чувства слушателям и зрителям.

Урок № 5. Выполнение иллюстрации к исторической песне “Пугачев в темнице”.

Блок 2.

Урок № 6. Искусство книги. Рукописные книги в Древней Руси. Единство слова и декора в оформлении старинных книг. Украшение крышек кодексов и рукописей.

Урок № 7. Своеобразие рукописного шрифта в древнерусских книгах. Стилевое единство текста и декора в оформлении старинных книг. Орнаменты заставок и концовок текста.

Урок № 8. Книжная литература. Повествовательность и образность ее изображения. Выполнение миниатюрного портрета. Материалы: бумага, ножницы, клей, карандаш, акварель.

Урок № 9. “Житие князя Александра Невского”. Образ главного героя в художественном произведении и триптихе “Александр Невский”.

Урок № 10. Выполнение иллюстрации к произведению “Житие Александра Невского” в различных техниках. Материалы: акварель, цветной картон , пастель¸ бумага. Русская история в картинках.

Урок № 11. Народная повесть “Шемякин суд”. Приемы изображения героев в художественном произведении и на медных гравюрах 19 века.

Урок № 12. Иллюстрация к поговорке Шемякин суд. Материалы: бумага, гуашь, цветные карандаши, акварель.

Блок 3.

Урок № 13. Повесть Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. Дух сентиментализма и зарождающегося романтизма в художественном произведении и в репродукции картины И. Пчелко “Наталья, боярская дочь”.

Урок № 14. Сопоставление описания древней Москвы в повести с ее изображением на форзаце учебника – хрестоматии.

Урок № 15. Исторический облик Москвы 18 века (иллюстрация). Материалы: акварель, карандаш, бумага.

Блок 4.

Урок № 16. Русская литература 19 века и изобразительное искусство. Басенные традиции в литературе и искусстве. Художественное мастерство и живописность языка И.А. Крылова в иллюстрациях к произведениям. Аллегория в живописи.

Урок № 17. Сатирическая иллюстрация к басне И.А. Крылова “Лягушки, просящие Царя”. Материалы: бумага, акварель, фломастеры, гуашь.

Урок № 18. Отражение исторической эпохи в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и в иллюстрациях (репродукции картин С.Герасимова, иллюстрации к повести из альбома “А.С. Пушкин”).

Урок № 19. Сравнительная характеристика героев. Портрет – средство изображения внутреннего мира героя. Сохранение индивидуальных черт и передача сходства как проблема создания художественного образа человека в портрете.

Урок № 20. Портрет любимого героя. Материалы: графический карандаш, бумага.

Урок № 21. “Мцыри” как романтическая поэма. Изображение романтической природы. Конкретность и правдивость.

Урок № 22. “Мцыри” – апофеоз лермонтовского романтизма. Герой – могучая личность, бросившая вызов окружающему миру. Иллюстрация к поэме художника И.Тоидзе “Схватка с барсом”

Урок № 23. Картины романтического пейзажа, их роль в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”. Материалы: карандаши, акварель, бумага.

Урок № 24. Реализм в драматургии. Н.В.Гоголь и театр.

Урок № 25. Оформление афиши. Материалы: бумага, гуашь, карандаши.

Урок № 26. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии “Ревизор”. Сопоставление иллюстраций разных художников к комедии.

Урок № 27. Многофигурные композиции с передачей движения фигур или групповой портрет. Материалы: акварель, фломастеры, гуашь, бумага.

Урок № 28. Сатирическое изображение Хлестакова в литературе и живописи. Загадка характера главного героя и ее решение в разных видах искусства.

Урок № 29. Изображение героя по его поведению в представлении учащихся. Материалы: акварель, фломастеры, гуашь, бумага, цветные карандаши.

Урок № 30. И. С. Тургенев. Повесть “Ася”. “Тургеневская девушка” в повести. Образ Аси. Иллюстрации художницы К. Климентьевой, настроение повести в них.

Урок № 31. Портрет героини: изменчивость, обаяние и грация. Воспроизведение одной из иллюстраций Климентьевой. Материалы: гуашь, бумага, карандаш.

Урок № 32. Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого “После бала”. Иллюстрации к произведению, отражение в них пафоса и идейного звучания. Контрастность в иллюстрациях разных художников.

Урок № 33. Сцена бала или “Сквозь строй” (иллюстрация на выбор учащегося). Материалы: гуашь, бумага, карандаш.

Блок 5. Литература 20 века и изобразительное искусство.

Урок № 34. Историческая тема в цикле А. Блока “На поле Куликовом”. Репродукция картины Бубнова “Утро на Куликовом поле”. Символический образ Родины в поэзии и живописи.

Урок № 35. Изображение батальных сцен на тему “На поле Куликовом”. Материалы: акварель, гуашь, бумага, карандаш.

Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков по русской литературе и изобразительному искусству.

Тематика занятий

Количество часов

общее теория практика
1 Литература и изобразительное искусство. 1 1
2 Блок1. Устное народное творчество и изобразительное искусство. Русская старина. 4 2 2
3 Блок 2. Древнерусская литература. 4 3 1
4 “Житие князя Александра Невского”. 2 1 1
5 Русская история в картинках. Народная повесть “Шемякин суд”. 2 1 1
6 Блок 3. Повесть Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. Дух сентиментализма и зарождающегося романтизма в художественном произведении и в репродукции картины И. Пчелко “Наталья, боярская дочь”. 3 2 1
7 Блок 4.Русская литература 19 века и изобразительное искусство. 2 1 1
8 Отражение исторической эпохи в повести А.С. Пушкина “Капитанская дока” и в иллюстрациях 3 2 1
9 “Мцыри” как романтическая поэма. Изображение романтической природы. 3 2 1
10 Реализм в драматургии. Н.В.Гоголь и театр. Комедия “Ревизор”. 6 3 3
11 И. С. Тургенев. Повесть “Ася”. 2 1 1
12 Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого “После бала”. 2 1 1
13 Блок 5. Литература 20 века и изобразительное искусство. 2 1 1

Список используемой литературы.

  1. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (в 2-х частях) В.Л. Коровина. “Просвещение”; М., 2006 г.
  2. Программы по литературе общеобразовательных учреждений под редакцией В.Л. Коровиной; “Просвещение”; М., 2007 г.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5-9 классы; “Просвещение”; М., 2009 г.
  4. Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений. “Дрофа”; М., 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

29 + = 35