Программа Искусство анализа художественного произведения

  • Мисюрева Людмила Викторовна, учитель

I. Пояснительная записка

Цель работы учителя – словесника – воспитать квалифицированного, грамотного читателя. Такого читателя, который воспринимал бы художественные произведения как произведения искусства, видел его достоинства и недостатки, умел отличать “художественное” от “нехудожественного”, искусство от неискусства. Такого читателя, который в постижении художественного произведения не ограничивался бы только знакомством с сюжетом и героями произведения, но мог оценить и самобытность писателя в изображении и постижении мира, в котором живут его персонажи и он сам, видел бы все элементы художественного произведения в их взаимосвязи. Поэтому перед учителем остро встает вопрос о выработке навыков сознательного анализа художественного произведения у школьников. Большая часть уроков литературы в школе – это уроки анализа художественного произведения.

Программа элективного курса “Искусство анализа художественного произведения” рассчитана на учащихся 10-11-го класса.

Цель ее – помочь учащимся в освоении и осмыслении принципов анализа эпического, драматического и лирического произведения; отработать навыки анализа на примере конкретных произведений.

Читатель-школьник проходит сложный путь художественного развития: от наивного реализма, в котором заключены большие возможности нравственного развития младших школьников, дети 10–12 лет переходят на новую ступень, уже начинают разграничивать изображение и действительность, начинают элементарно понимать условность искусства, а в 13–14 лет у них происходит новый сдвиг в восприятии, связанный с самоутверждением личности.

Учащиеся старшего возраста стремятся глубже понять связь литературы с жизнью, поэтому одна из главных задач изучения литературы в школе заключается в том, чтобы привести в гармонию чувства и разум учащихся, чтобы осознанное, аналитическое восприятие обогащало эмоциональное.

Литература:

  1. Бахтин М.М. “Проблема текста… Эстетика словесного творчества”, М., 1979.
  2. Беленький Г.И., Снежневская М.А. “Изучение теории литературы в средней школе”, М., “Просвещение”, 1983.
  3. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. “Поэтика. Комплексный анализ художественного текста”, М., 1994.
  4. Есин А.Б. “Принципы и приемы анализа литературного произведения”, М., “Наука”, 1999.

II. Программа элективного курса

“Искусство анализа художественного произведения”

№ заня-тия

Тема

Содержание и формы работы

Кол-во часов

Художественные произведения

1

Введение. Диагностика и коррекция читательского развития

Тестирование

1

2

Художественное произведение и его функции

Познавательная, оценочная, воспитательная и эстетическая функции художественного произведения. Их взаимосвязь

1

А.С. Пушкин “Борис Годунов” “Деревня” “Зимнее утро”

3-4

Писатель и эпоха. Идеалы художника, его мировоззрение. Связь мировоззрения и творчества художника.

Проблемы, связанные с понятием автора художественного произведения

2

И.С. Тургенев “Отцы и дети” Н.С. Чернышевский “Что делать?”

9-10

Понятие об идейном мире произведения

Авторские оценки произведения, авторский идеал, пафос произведения. Соотношение темы, проблемы и идеи.

2

И.С. Тургенев “Накануне” А.П. Чехов “Палата № 6” “Чайка”

11-13

Анализ художественной формы произведения. Художественная реальность, созданная писателем в произведении. Понятие о художественной детали.

Внешние и психологические детали. Разновидности внешних деталей (портретные, пейзажные, вещные).

3

А.П. Чехов “Дама с собачкой” Н.В. Гоголь “Мертвые души” И.С. Тургенев “Ася”

14

Понятие о психологизме

Основные приемы психологизма (повествование от 1 и от 3 лица), психологический анализ и самоанализ, внутренний монолог.

1

Л.Н. Толстой “Война и мир”

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”

15-16

Практикум по анализу художественного произведения

Работа с текстом художественного произведения (определить основные приемы психологизма)

2

М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” И.С. Тургенев “Ася”

17-19

Художественная речь. Изобразительные средства художественной речи. Язык действующих лиц.

Фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности. Метафоричность как свойство мышления. Практикум.

3

М.Е. Салтыков-Щедрин “Пропала совесть”

Лирика С. Есенина, А. Блока, В. Маяковского

23-24

Анализ произведения в аспекте рода и жанра. Анализ драматического произведения

Понятие о конфликте драматического произведения. Построение драматического произведения. Жанры драматических произведений (комедия, драма, трагедия)

2

Пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова

М. Булгаков “Дни Турбиных”

25-26

Анализ лирического произведения

Особенности лирики как литературного рода. План анализа лирического произведения. Практическая работа

2

Стихотворения

А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета, М. Цветаевой, А. Ахматовой

27-28

Рассказ как малая форма эпического произведения

Особенности композиции рассказа. Новелла – жанровая разновидность рассказа

2

Рассказы В. Шукшина

29

Особенности повести как эпического жанра. Роман как крупный жанр эпоса

Романная проблематика. Особенности романа-эпопеи

1

Романы И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

30

Басня, баллада, поэма как жанры эпоса

Особенности сюжета и композиции

1

Басни И.А. Крылова, баллады В.А. Жуковского

31-32

Типология анализа художественного произведения. Лингвистический анализ. Литературоведческий анализ. Контекстная форма анализа

Типы анализа художественного произведения в зависимости от цели анализа. Виды контекста (контекст литературной традиции, биографический контекст, историко-культурный контекст, философский контекст)

2

А.С. Пушкин “Арион”, Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

33-34

Практикум по целостному анализу художественного произведения

2

Приложение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

29 + = 36