vso-mon
Литература

Урок географии Разнообразие внутренних рек России. Реки

  • Наумова Елена Васильевна, учитель географии

Цели и задачи урока:

  • Изучение особенностей рек России.
  • Расширение и углубление знаний о реках.
  • Способствовать развитию навыка работы с
    географическими картами и дополнительными
    источниками информации (опорными конспектами)
  • Воспитывать интерес к предмету, расширять
    кругозор учащихся, развивать речь и обогащать
    словарный запас

Оборудование: Физическая карта
России, опорные конспекты, фотографии рек России.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Без воды нет жизни. Человек не может прожить без
воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе
горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров,
оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.

Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна
чистая пресная вода, которая составляет около 2%
гидросферы. Россия богата водами, которые
находятся на суше – это внутренние воды.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Работа в контурных картах. (Дифференцированная
работа учащихся)

Подписать реки:

I вариант II вариант
Северного Ледовитого океанаТихого и Атлантического океанов.

2. Работа учащихся с карточками (наиболее
сильные учащиеся).

Карточка №1 (I уровень) Опорный конспект №15 (Приложение №1)

Установите зависимость между породами,
слагающими русла рек, и типом речных долин. Свои
выводы подтвердите данными таблицы.

Карточка №2 (I уровень)

Какова зависимость между возрастом рек и типом
речных долин? Выводы обоснуйте сведениями из
таблицы.

(По мере завершения проверочной работы
заслушиваются ответы учеников по карточкам.)

3. Это интересно! (Сообщение учащегося о реке
родного края – Кии)

III. Мотивация познавательной
деятельности.

Сейчас вы ученики восьмого класса, но через
несколько лет вы будете взрослыми людьми, когда
вам придется решать различные вопросы:
хозяйствования, экономики как в своей жизни так и
возможно в жизни государства.

Сегодняшний урок поможет вам составить
представление о хозяйственном использовании рек
нашей страны.

IV. Изучение нового материала.

а) Работа с терминами

В процессе урока будем рассматривать множество
новых терминов.

1. Режим рек.

2. Падение реки.

3. Уклон реки.

4. Расход воды.

5. Годовой сток.

6. Эрозия реки.

7. Аккумуляция.

Как вы понимаете данные термины?

Режим рек — это состояния рек во времени, а
именно: скорость их течения, температура воды,
уровня воды за сутки по месяцам, сезонном году, за
много лет.

Режим рек необходимо характеризовать,
комплексно, учитывая водный, тепловой,
химический, биологический и режим твердого
стока.

Водный режим – это перемещение водных масс и
изменение их состояния во времени.

Знание водного, теплового, биологического
режимов рек необходимо для строительства и
эксплуатации ГЭС, организации водного
транспорта, для орошения, лесосплава.

В зависимости от характера хозяйственного
использования рек их водный режим может быть
естественным и зарегулированным.

Зарегулированный режим имеют реки, на которых
построены ГЭС, платины, водохранилища.

По водному режиму выделяют реки с весенним,
летним, осенним и поводочным режимом.

Определите, к какой из названных групп
относятся река Кия.

Расход воды в реке – это тот объем воды, который
протекает через поперечное сечение реки за
секунду. Он зависит, прежде всего, от времени
года.

Расход воды за год – это годовой сток.

От чего зависит годовой сток?

(От климата, режима осадков и коэффициента
увлажнения, а также рельефа).

Речная эрозия – разрушительная работа реки.

Аккумуляция – созидательная работа реки.

Используя опорный конспект №15, назовите объем
годового стока рек: Енисея, Амура, Волги, Кии и
других рек.

Почему Енисей занимает первое место по объему
годового стока?

б) Практическая работа

Падение – это превышение истока реки над
устьем в метрах.

Задание №1

Определите падение реки Лены: (У доски)

Н1 = 930 м;

Н2 = 0 м;

Н1 – Н2 = 930 м.

Падение реки Лены – 930 м.

Определите падение реки Амур: (Самостоятельно)

Н1 = 456 м;

Н2 = 76 м;

Н1 – Н2 = 380 м.

Падение реки Амур – 380 м.

Определите падение реки Кии: (Самостоятельно)

Н1=1357 м.

Н2 = 101 м.

Н1 – Н2 = 1256 м.

Падение реки Кии – 1256 м

Отношение падения реки (м) к ее длине (в км)
называют — уклоном реки.

Задание №2

Определите уклон реки Амура: (У доски)

38000 см : 1826 км ? 21 см/км.

Определите уклон реки Кии: (Самостоятельно)

125600 см. : 507 км. = 20,1 см/км

С помощью схемы опорного конспекта №16 (приложение
№1),
выясните зависимость между уклоном,
скоростью, течения реки и работой реки
(созидательной и разрушительной) на ее
протяжении от истока к устью.

в) Самостоятельная работа: определить
стадии развития рек. (опорный конспект №16)

V. Закрепление пройденного материала.

Соотнесите термины и определения:

Режим рек.Разрушительная работа рек;
Падение.Изменение состояния рек во времени;
Уклон.Величина падения реки к ее длине.
Расход воды.Расход воды в реке за год;
Годовой сток.Разница истока над устьем реки;
Речная эрозия.Объем воды в реке, протекающей через
поперечное сечение в единице времени.
Аккумуляция.Созидательная работа рек.

VI. Итог урока.

Проверка письменной работы осуществляется
самопроверкой, (второй экземпляр работы остается
у учителя для проверки).

Работа по коррекции знаний учащихся по итогам
самопроверка.

Самооценка.

VII. Домашнее задание.

Написать научно-популярную статью о реке Кии,
используя полученные на уроке научные знания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *