vso-mon
Литература

Урок литературного чтения Праздник читательских удовольствий, 2-й класс

  • Берсенёва Назиба Ханафовна, учитель начальных классов

Цели:

Образовательные:

  1. обобщить, привести в систему знания детей,
    полученные при чтении произведений по теме “Уж
    небо осенью дышало”
  2. учить детей восприятию литературного
    произведения как произведения искусства;
  3. продолжить формировать основы читательской
    деятельности
  4. а) читательские умения (знание фамилий авторов
    произведений, название произведения, тема и жанр
    чтения) и речевые умения;
    б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование
    темпа, правильности, осознанности, элементарной
    выразительности при чтении и в устных
    высказываниях)
    в) обогащение речи учащихся средствами
    литературы

Развивающие:

  1. на основе элементов анализа через разные формы
    диалога создать описательный образ осени;
  2. создать на уроке атмосферу задушевного
    разговора учителя с детьми;
  3. постоянно включать детей в самостоятельную
    активную деятельность (от воспроизводящей до
    творческой);
  4. помочь каждому ребенку включиться в
    коллективную работу, оценить себя: “Что умею? Что
    знаю?”

Воспитывающие:

  1. формировать эстетический вкус через чтение
    лучших образцов детской литературы;
  2. обогащать эмоциональную сферу учащихся,
    развивать у них эмоциональную отзывчивость на
    прекрасное в искусстве, в природе, в жизни;
  3. вызвать стремление к самостоятельному чтению
    детских книг;
  4. воспитывать чувство уважения к товарищам,
    сопереживания.

Оборудование:

записи на доске: тема урока (табличка),
иллюстрации к произведениям, фотомонтаж
“Грибы”, рисунки (3 поры осени), таблица “Белки
осенью”, выставка книг, портреты писателей,
шапочки героев, карточки с названиями грибов,
модели обложек к произведениям, творческие
работы детей.

Конспект урока

I. Психологический настрой

День погожий, день веселый,
Небо – золото и синь!
Белокаменная школа
Среди елок и осин.
Рядом роща, рядом поле,
Знают заяц и сурок.
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.

— Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть
вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть
этот день принесет и взрослым, и детям радость
общения, наполнит сердца благородными чувствами.

Стихотворение “Улетает лето”

1 ученик.

Улетает лето.
Ночью ярче звезды.
Среди голых веток
Опустели гнезда.

2 ученик.

В воздухе все время
Вьются паутинки.
Уронили семя,
Отцвели былинки.

3 ученик.

Холодком подуло,
Лес уснул дремучий.
Солнышко зевнуло
И покрылось тучей.

II. Вступительная беседа

— К нам сегодня в гости в последний раз
заглянула осень.
— Почему? (Мы закончили читать по теме “Уж небо
осенью дышало” из раздела “О родной природе”)

— Каждому осень открывает свои секреты
по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое:
ведь осень – это и радостная, и грустная пора.

Интонирование.

Осень.?!…

(Спокойно.
Вопросительно?
Удивленно-вопросительно?!
Радостно!
Восхитительно!!
Таинственно…)

III. Тема, цель.

Сегодня на уроке я предлагаю вспомнить, какие
произведения об осени мы читали,
— перечитать понравившиеся строчки,
— полюбоваться красотой, неповторимостью
авторского слова,
— обсудить прочитанное

И если мы подметим, как видит и чувствует осень
тот или другой писатель, если каждый из нас
расскажет, как он сам видит осень, то, конечно, для
всех нас осень станет богаче и выразительней.

Надеюсь, урок будет радостным, светлым,
настоящим праздником читательских удовольствий.

IV. Систематизация читательских знаний.

— Какие по жанру произведения мы читали?
(рассказы, стихи, сказки, загадки)
— Назовите авторов, чьи произведения мы читали.
(А.С. Пушкин, Г.А. Скребицкий, Н.И. Сладков, М.М.
Пришвин, Э.Ю. Шим, Е.Ф. Трутнева, Е.И. Пермяк, Н.М.
Рубцов)

Индивидуально

1 ученик

— Обозначить геометрическими фигурами жанры
произведений, записанных по группам.
— Почему все фигуры зеленого цвета? (все
произведения о природе)

(см. Приложение 1)

Фронтально

— Покажите модель обложки того произведения,
которое вам понравилось больше всего.
— Расскажите, почему. (жанр, автор, название,
настроение)

(Смешно, грустно, красиво, необычно, загадочно…)

Обобщение прочитанного по теме

1. Краски осени

В осеннем лесу.

Осень – долгое время. Она обычно начинается как
осень красок.

Вот и осень к нам опять пришла,
Как хозяйка старая вернулась.
Начала по-своему менять
Все кругом, что ей не приглянулось.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью приводила.

а)

— Куда в первую очередь отправилась
Художник-Осень?
— В каком произведении читали о работе осени в
лесу?
— Как украсила осень разные деревья? (описать
деревья – по фотомонтажу – используя авторские
образные выражения).

(Г. Скребицкий “Осень”

  • Березы и клены покрыла очень лимонной
    желтизной.
  • Листья осины, разрумянила, будто спелые
    яблоки. Стал осенним весь ярко-красный, весь, как
    огонь горит.
  • Могучий дуб – богатырь обрядила в медную
    кованую броню.
  • Липы одела в тяжелый убор из золотой парчи)

— В каких еще произведениям мы читали об осеннем
наряде деревьев?
(М. Пришвин “Грибы тоже ходят”)

“Еловый подрост осыпан золотыми монетками
берез и красными медалями осин”.
(Е. Трутнева “Осень”)

“Платье золотое, у березки на плечах.”

(Сочинения детей.

“В этом году стояла очень долгая, теплая и
красивая золотая осень. Осенью листья становятся
желтые и красные, а лес золотой. Когда стало
холодно, листья с деревьев спали разом. Опавшие
листья устлали землю шуршащим золотым ковром. И
выпал снег…”
)

— Какое настроение у вас вызывает стихотворение
Е.Ф. Трутневой “Осень”?

(Радостное, веселое настроение. Любуемся яркими
осенними картинами.

— Листья падают – мне грустно.
— Листья падают – это красиво, любуюсь
листопадом)

— Одна и та же примета осени вызывает разное
настроение.

2. Листопад – это уже другая пора осени
наступает.

Ветер в сад забрался к нам,
С бузины прогнал ворону,
И разнес по сторонам
Золотые листья клена.

Растрепал остатки роз,
Перепутал георгины,
Золотой наряд берез
Оборвал и в травы кинул.

Листья вьются, шелестят
На дорожках под ногами.
Рассердился старый сад –
Машет голыми руками.

Только кое-где листы
Все еще дрожат на прутьях,
Точно летней красоты
Разноцветные лоскутья.

Классу было дано задание – представить себя
листочком, попробовать сочинить миниатюру “Думы
осеннего листка”. Послушаем, что получилось у
ребят.

Летом я сидел на ветке дерева. Пришла осень и
она принесла с собой ветер. Он меня сдул, и я
полетел. Полетел путешествовать
.” (Саша Л.)

Я кленовый листочек. Жил я на самой высокой
веточке дерева. Наступила осень. Осенью я поменял
свой наряд – теперь у меня желтая рубашка.
Начался листопад, ветром сдуло и меня. Долго я
кружился над городом и упал на землю в детском
саду. Маленькие ребятишки весело бегали по
листьям, собирали нас в кучи, а потом брали в руки
и подбрасывали нас вверх. Довольные, они стояли
под дождем из разноцветных листьев
” (Тарас В.)

Физкультминутка

(Звучит музыка)

Кружатся, кружатся листья
В классе у нас листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят

В опустевшем старом парке
Осень делает подарки:
Лист дубовый, лист березовый, лист оранжевый,
лист розовый,
Лист багряно-огневой,
Выбирай себе любой.

3. Лесные разговоры

— Останемся в лесу.

К какому произведению эта иллюстрация?

(Э. Шим “Эхо”. Сказка)

Игра “Эхо”

Вопросы лесу задает…

Лесное эхо – класс отвечает (громко (4 раза) –
тише (4 раза) – тихо (1 раз))

— Кто к зиме шубку меняет? (зайцы, белки)
— Как к зиме готовится белочка?
— Давайте послушаем разговор двух лесных
обитателей.
— Кто ведет разговор? Кто об этом написал?

Э. Шим “Белка и Ворон”

(Чтение по ролям)

слова Ворона – опытный, мудрый, рассудительный
слова Белки – озорная, хитрая, торопыга

Песня “Караваны птиц (слова А.
Фатьянова, муз. Г. Жуковского)

Караваны птиц надо мной летят,
Пролетая в небе мимо.
Надо мной летят, будто взять хотят
В сторону родную, в край любимый.

Птицы вы мои – гуси, журавли –
Донесите песню, братцы!
Если бы вы только понять могли,
Как без стаи трудно оставаться.

Полетел бы я в дом, где жил, где рос,
Если б в небо мог подняться…
Разве может с тем, что любил до слез,
Человек когда-нибудь расстаться?

4. Осенние грибы

У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы.

Работа в группах.

1 группа. Загадки. Кроссворд (рабочая тетрадь
стр.38)

— Какие загадки о грибах вы знаете?

2 группа.

— К какому произведению эта иллюстрация?
(Пришвин “Недосмотренные грибы”)
— Дайте авторское описание любого гриба.
— По тетради прочитайте описание своего гриба.

МУХОМОР. “Сам темно-красный, спустил из-под
шляпки вниз вдоль ножки белые пантолоны, и даже
со складочками”
ВОЛНУШКА “…хорошенькая волнушка, вся
подобранная, губки округлила, мокренькая и
умненькая”
МАСЛЕНОК “…то весь круглый, червивый, а то
попадается такой упругий и жирный, что даже из
рук выскочит, да еще и пискнет”
МОХОВИЧОК “…вырастая, он попал на прутик, тот
разделил шляпку и сделал гриб похожим на заячью
губу”
СЫРОЕЖКА “…гриб стал, как избушка, спустил свою
крышу почти до земли”

3 группа.

Узнайте гриб по описанию

1) Стоят под темными елками. У них кафтаны белые
надеты, на головах – шляпы богатые: снизу
зеленого бархата, сверху коричневого.
Загляденье! (Боровики)
2) Стоят под светлыми осинками. Все в мохнатых
серых курточках, на головах красные шапки. Тоже
красота! (Подосиновики)

— Как исчезали деды-боровики?
— Как исчезли отцы – подосиновики.

3) Растут под высокими соснами, надеты на них
желтые рубашки, на головах картузики, клеенчатые.
Тоже хороши! (Маслята)
4) Под ольховыми кустиками хороводы водят. Каждая
в сарафанчике, голова цветным платочком
повязана. Тоже неплохи! (Сыроежки)

4 группа

— Из какой сказки этот гриб?

“Такой невидный, неказистый!

Ничего нет у сироты –ни кафтана, ни рубашки, ни
картуза. Стоит босиком на земле, и голова
непокрыта – белобрысые кудельки в колечки
завиваются” (Опенок)

(Э. Шим “Храбрый опенок”)

— Расскажите, как он храбро дожидался грибников.
— Соотнесите пары слов


дедысыроежки
отцымаслята
братцыподосиновики
сестрицыборовики

— Подумайте, почему грибы так называются?
— Сравните 2 произведения о грибах: М. Пришвин
“Недосмотренные грибы”, Э. Шим “Храбрый
опенок”.

Чем похожи?

Оба произведения об осенних грибах.
Есть одинаковые грибы – маслята, сыроежки.

Авторы описывают грибы с любовью, образно, как
живые существа.

Чем отличаются?

Рассказ. Сказка.
Объем – короткий рассказ. Сказка побольше.

У Шима – очень подробное описание – как
меняется осень

— краски осени, роса (боровики)
— похолодание, дождь (подосиновики)
— холод, снежная крупа (маслята, сыроежки)

— Чей это портрет?

ОБОБЩЕНИЕ

Все произведения этих писателей о природе. Они
знакомят читателей с лесом и полем, озером,
лесной опушкой. Они хотят, чтобы те, кто прочитает
их книги, сами отправились по неизведанным
тропам, научились видеть необыкновенное в самом
обычном, научилась защищать природу.

“Ель как дама в концертном платье до самой
земли, а вокруг молоденькие елочки — голоножки”
(М. Пришвин)

Выставка книг.

5. Осень в сказку привела.

Э. Шим “Весело или грустно?”

— Кто главный герой? Каков он?

Е. Пермяк “Четыре брата”

— Почему эта сказка в теме “Уж небо осенью
дышало”

(Драматизация сказки.)

Вывод. Все эти четыре брата встречаются не
просто осенью, а поздней осенью.

Учитель:

Осень – долгое время.

Начинается она как праздник красок, а
заканчивается ненастьями, когда деревья стоят
голые, грязь, дождь.

Ученик:

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берет.
Почему же? Почему же?
Потому что…(дождь идет)

Танец с зонтиком.

V. А. Пушкин “Уж небо осенью дышало…”

(Чтение стихотворения наизусть)

— Стихотворением А.С. Пушкина начинается тема, а
мы этим чудесным стихотворением заканчиваем наш
урок – праздник.

Вывод по уроку.

— Какая она – осень? (Разная – и грустная, и
радостная, спокойная тревожная, тихая и ветреная)

Урок окончен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *