Урок окружающего мира Жизнь насекомых весной. 1-й класс

  • Машкова Марина Владимировна, учитель начальных классов

Цели деятельности педагога:

  • Создать условия для ознакомления с разнообразием насекомых, с календарём появления комаров, бабочек, пчёл, муравьёв после зимнего покоя;
  • учить пониманию главной мысли текста;
  • учить детей участвовать в проблемном диалоге;
  • формировать предпосылки научного мировоззрения;
  • способствовать развитию речи, умения описывать насекомых;
  • формировать нравственно-эстетические чувства.

Планируемые результаты образования:

Предметные: учить рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчёл, муравьёв) после зимнего покоя; называть представителей насекомых.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственных формах.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; предметные – рассматривать календарь появления насекомых после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; учить работать в группах.

Личностные: самоопределение – проявление положительного отношения к школе; смыслообразование – осознание значения учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – выражение эмоционально – нравственную отзывчивость.

Средства обучения:

  • учебник “Окружающий мир” 1 класс 2часть Виноградова Н.Ф.;
  • презентация “Насекомые”;
  • кроссворд “Насекомые”;
  • фотографии “Насекомые”.
  • Лёгкая музыка.
  • Конверты с дидактическим заданием.
  • “Короны” с изображением насекомых.

Ход урока

1. Организационный этап. Сообщение темы урока.

Учитель:

– Какое время года наступило? (Весна).

– Какие изменения происходят с наступлением весны?

/Солнце сильнее греет, длиннее становится день, стало теплее, оттаивает почва, осадки в виде дождя, прилетают птицы, просыпаются животные после зимнего покоя/

Проблемная ситуация. (Слайд “Проблемная ситуация)

Однажды, гуляя по весеннему лесу со своими друзьями, Маша задумалась, к какой группе животных относятся пчёлы, комары, бабочки, стрекозы? Она обратилась к друзьям: Зайчику Пушу, Винни-Пуху и Пятачку.

Пуш сказал: “ По – моему, это звери, ведь у них есть лапки.”

Винни-Пух: “ Нет! Это птицы. У них есть крылышки и они умеют летать.”

Пятачок ответил: “Смотрите! А рядом с пчёлкой на цветке сидит гусеница! Какая она смешная! Но ведь у неё нет крылышек.”

А Маша опять спрашивает:

– А кто они – пчёлы, шмели, бабочки?

Задумались друзья.

– Какой возникает вопрос?

/К какой группе животных можно отнести этот вид?/

Поиск решения.

– Какие есть предположения? Согласны ли вы с этой гипотезой? (предположением). Почему?

– Так кто же это? (Насекомые).

– Кто же из друзей был прав? (Никто)

– Сегодня мы будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – самая многочисленная группа животных. Учёным уже известны более 1 миллиона видов, и каждый год открываются тысячи новых.

2. Формирование новых знаний.

Учитель:

– Мы с вами сегодня послушаем весну, звуки весны в апреле, подслушаем разговоры насекомых. А для этого отправляемся на весенний луг. (Слайд “Весенний луг”)

– Взошло и заиграло над лугом весеннее ласковое солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли на деревьях почки и послышался на лугу чей-то голосок. (Слайд “Бабочка-лимонница”)

– Кого же мы встретили первой? Посмотрите на бабочку. Сколько крыльев у бабочки?

– Есть ли у неё усики?

– А сколько лапок? Каким способом передвигается бабочка?

– А как питается?

– У вас на столах для каждой группы лежат конверты – задания. Откройте их. Что вы видите? (Разрезная картинка).

– Правильно. Давайте посоревнуемся на время: кто быстрее соберёт картинку.

Сценка

– Что это? Тихо.

– Это насекомые собрались на собрание.

– Давайте подслушаем, о чем они “говорят”.

(Выходят дети, на голове “короны” с изображением насекомых).

Весна. Здравствуйте, мои дорогие! Целый год не виделись! Как провели зиму?

Шмель. Я спал. Похудел!

Муравей. У меня запасов полно было. Не голодный. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Бабочка. А я все крылышки себе помяла. Теперь такая, наверное, некрасивая!

Пчёлка. А у меня столько за зиму дел накопилось! Да и тепла хочется: солнышка яркого и тёплого, да денька пригожего.

Весна. А меня-то вы рады видеть?

Насекомые. Да!

Учитель.

– Почему звери рады весне?

Презентация. /Слайд Майский жук/

Два жука Жили-были два жука Два жука. Жизнь была у них легка: Пляшут, взявшись за бока, Полевого трепака, Дразнят ос и паука. Ничегошеньки не боятся, Всё жужжат и веселятся – Два жука. Два жука весёлых, В зелёных камзолах, В красивых сапожках, На тоненьких ножках.

(М.Л.Моравская)

– Посмотрите на изображение жука. Сколько лапок у жука?

– А есть ли у жука крылышки? Сколько их? Какие они? (Верхние – жёсткие, нижние – тонкие, прозрачные)

– Как передвигается жук?

– А питается?

3. Работа с учебником (с. 68 – 69)

– Откройте учебники на с.68. Давайте прочитаем статью “Весенние картинки”.

Вопросы после чтения:

– Чем питается жужелица?

– Почему весной у муравьев много “работы”?

– Почему покидают свои дома – ульи пчелы? Куда они летят?

– Что вы узнали о майских жуках?

4. Работа в тетради /с. 72 – 73/

С. 72 № 3 – Обсуждение задания.

С. 73 №1 – Заполнение схемы – рисунка. Работа в парах.

5. Физминутка.

Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг – скок, прыг – скок! Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко Прыгай на носках легко.

6. Закрепление пройденного.

1)– Наше путешествие продолжается. Посмотрите, кто это замер на дереве? (Паук)

– Где живут пауки? Какой у них домик? (Гнездо из нитей паутины.)

– А пауки летают? Почему? (Нет крыльев)

– А сколько у них ног? Давайте посчитаем. (8)

– Как вы думаете, относятся ли пауки к насекомым? (Нет)

– Правильно, нет. Вы сейчас сами это и доказали.

2) – Отгадайте загадки (Слайды):

На лужайке росла большая сосна, А под сосной кипела работа. Без работы, хоть убей, Жить не может…

(муравей)

Имя взял у кузнеца, Цвет – у огурца, Крылья – у мошки, Ножки – у блошки.

(кузнечик)

Не зверь, не птица, Носок как спица. Летит – пищит, Сядет – молчит. (комар) На ромашку у ворот Опустился вертолёт. Золотистые глаза… Кто же это? (стрекоза)
Он шнырял, шуршал в шалфее, Он ужасный шум затеял. Сколько дел он натворил, Даже муху разбудил!

(шмель)

Над цветам я жужжу, Целый день в заботах – Собираю я пыльцу, Наполняю соты.

(пчела)

7. Работа в группах.

– Откройте в рабочей тетради страницу 72 и найдите задание №1. Выполните задание. (У кого сколько ног?)

– Давайте проверим: как вы выполнили это задание.

8. Закрепление знаний.

– Откройте учебник на с. 71. Прочитайте вывод. Согласны ли вы с авторами учебника?

Презентация слайда №16 (учитель читает наизусть).

В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки. Природа – мать им жизнь дала – У них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди! Без насекомых лес, друг мой, И одинокий и пустой!

9. Итог урока.

– Вот и подошло к концу наше путешествие.

– Что узнали интересного на уроке?

– Что больше всего понравилось?

– Что нового вы сегодня узнали?

Рефлексия.

– Поставьте оценку (смайлик – магнит) нашему сегодняшнему путешествию.

Презентация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

73 − 70 =