vso-mon
Литература

Урок русского языка по теме Сочинение-рассуждение. 2-й класс

  • Елгина Ольга Аркадьевна, учитель начальных классов

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым для них видом сочинения, с сочинением-рассуждением.
  2. Научить отличать текст-рассуждение от других текстов.
  3. Развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, умение анализировать и сравнивать.
  4. Добиваться от учащихся грамотного построения текста, безошибочного письма.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Запись темы урока в тетрадь.

— Кто из вас, ребята, знает, что такое текст-рассуждение?

— А чем этот текст-рассуждение будет отличаться от других текстов?

2. Нахождение текста-рассуждения среди разных текстов.

(На каждой парте по три напечатанных текста. Дети читают каждый текст, определяют, можно ли его назвать рассуждением.)

  1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним как по ступенькам.
  2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
  3. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? А вы как думаете?

— Какое предложение есть во всех трех текстах?

— А по какому предложению можно догадаться, о чем пойдет речь в каждом из текстов? (По второму).

— Чем отличается текст-рассуждение от других текстов? (Есть вопрос и дается ответ на него.)

— Первый текст называется повествованием. Он рассказывает о событиях, действиях, к нему можно поставить общий вопрос что произошло? Второй – описание. К нему можно поставить общий вопрос какой? Третий – рассуждение. В этом тексте объясняются причины явлений, к нему можно поставить общий вопрос почему так происходит?

— В зависимости от типа текста меняется и основная мысль, а значит, и название. Озаглавьте каждый текст.

  1. «Дрессированные тигры»
  2. «Тигры-красавцы»
  3. «Почему тигры слушаются человека»

3. Схема построения текста-рассуждения.

(Схему дети могут записать в тетрадь).

  1. Вступление.
  2. Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
  3. Аргументы (доказательства):
    а) доводы
    б) примеры, случаи, факты, цифры
    в) мнение авторитетных людей, цитаты
  4. Выводы.

— Давайте посмотрим, есть ли эти пункты в тексте про цирк.

— А теперь прочитайте еще один текст-рассуждение и найдите в нем все части, которые есть в схеме.

Курочка-ряба

Снесла курочка ряба золотое яичко. И началось… Прекрасно золотое яйцо, но дед и бабка пытаются его разбить. А почему? А для чего? Не знают они, что с ним делать.

Не разбили. А вот мышка разбила. Дед с бабой в плачь. А чего плачут-то?! Ведь они сами хотели его разбить!

Утешает их курочка-ряба, просит не плакать, обещает снести им не золотое, а простое яичко.

В чем же смысл этой сказки? Золотое яичко для деда и бабки бесполезная вещь. Поставил его на полку и смотри на него. А для жизни нужна пища, еда. Эта сказка учит тому, что не нужно гнаться за дорогими, но не нужными вещами. Человеку нужно совсем другое – то, без чего невозможна жизнь.

4. Запись слов, которые наиболее часто встречаются в текстах-рассуждениях.

(Слова дети могут записать в тетрадь).

В написании рассуждения используются слова:

Во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.

III. Восстановить в тексте-рассуждении порядок следования предложений.

(Каждому ученику дается карточка с деформированным текстом, который он должен восстановить, дать ему название, можно текст записать в тетрадь).

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. А они почти повсюду есть под рукой. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Чем же так нравился кирпич? Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается.

Вот что должно получиться:

Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.

Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

IV. «Проба пера»

— Давайте сейчас попробуем сами написать сочинение-рассуждение.

Зимой.

На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает?

(Начало сочинения дает учитель, а дальше дети сочиняют сами).

Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

V. В конце урока тетради собираются для проверки.

Литература:

  1. О.В. Узорова «Практическое пособие по развитию речи». М.: «Издательство АСТ», 2000г.
  2. О.А. Кислицина «Текст на уроках русского языка». Ижевск, издательство ИУУ, 2002г.
  3. В.С. Мавлетов «Учусь писать сочинение». Уфа, полиграфкомбинат, 2001 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *